Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ЛЕПИН: ЧИНА «РАЗВЕНЧАНИЯ» В ЦЕРКВИ НЕТ

top.jpgПомогает ли церковный брак сохранить согласие в семье? Как менялось отношение к венчанию за последние 20 лет? Каких принципов придерживаться, если хочешь прожить всю жизнь с одним человеком? Об этом в интервью газете «Звязда"рассказал председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин.

— Пик венчаний пришелся на первую половину 90-х годов. После распада СССР, где атеизм был закреплен на государственном уровне, люди массово кинулись заключать церковные браки. Таинство совершали без должной подготовки и даже без документа из загса. Это приводило к путанице. Имели место ситуации, когда люди были венчаны с одними, расписаны с другими, а жили с третьими. Почему так? Десятилетия официального запрета религии оставили отпечаток: люди просто не понимали смысл венчания, — разъясняет отец Сергий. — Постепенно духовенства в Церкви стало больше, появилась возможность готовить к Таинству каждую пару отдельно. Начали проводить специальные беседы с новобрачными. Такой подход отсеял тех, кто рассматривал церковный брак как возможность красивой фотосессии и еще один интересный «пункт» свадебной программы. Простите за иронию, но находились те, кто рассуждал приблизительно так: «Можно в цирк, а можно в церковь, можно лебедей покормить, а можно повенчаться. Романтика, чё!»

Уменьшение количества венчаний в наше время связано и с обесцениванием самого брака как явления. Многие теперь выбирают сожительство. Хотя оно по своей сути бывает разным. Одни живут вместе и считают, что они в браке, только незарегистрированном. Другие вообще не признают семью как форму отношений между людьми и доказывают, что никто никому ничего не должен. Якобы, штамп на чувства не влияет.

— Но тогда у меня вопрос: если не так важно наличие штампа в паспорте, то почему так важно его отсутствие? Когда молодежь начинает встречаться, то вопросы богословия поначалу интересуют их меньше всего. Проходит время и возникает понимание, что далеко не все вопросы можно решить, опираясь только на свою любовь. Брак — это как раз одно из тех средств, которые помогают в тех условиях, когда чувства начинают притупляться. Взаимные обязательства и обещания перед Богом сдерживают людей от морального разложения и вдохновляют в борьбе за свою семью в преодолении дезинтегрирующих факторов.

Вместе с тем, хватает и в наше время юношей и девушек, которые по-прежнему стремятся к созданию традиционной семьи.

Кроме того, неизменным является количество венчаний пар, которые прожили долгое время в зарегистрированном браке, воспитали детей и дождались внуков. Им церковный брак дается сложнее, чем молодым парам. Но всё равно хорошо, что на исходе земной жизни они приходят к определенному консенсусу в вопросах веры в Бога и необходимости церковного брака.

Первый вопрос отца Сергия к парам, которые хотят венчаться: «Зачем?» Ответ, как правило, он слышит примерно один и тот же: «Чтобы счастье, здоровье, богатство было, детки родились». Следом другой вопрос: «А что, если всего этого не будет? Останется между вами что-нибудь?» Большинство новобрачных ответить не готовы.

Священники не устают повторять: венчание — не панацея от грехов или развода. Да, церковный брак поощряет человека быть лучше, дает силы и желание справиться с искушениями. Создает условия, в которых проще будет остаться вместе, чем развестись. Но только тогда, когда человек сам прилагает к этому усилия.

— С христианской точки зрения главная цель семьи не рождение детей и не решение материального вопроса, а именно спасение души. Люди объединяются, чтобы вместе сражаться с грехом и слабостями. В браке можно не приобрести деньги, а только потерять их. И могут не появиться дети. Но раз уж вы поженились, то будьте добры ежедневно работать над собой вместе со своей половинкой. Таинство Брака для христиан осознаётся только в отношении ко Христу и к Церкви. Поэтому церковные союзы христианина с нехристианином невозможны вообще, поскольку они не предусматривают создание семьи как малой Церкви, где будет прославляться имя Божие и Его заповеди. Но в Беларуси венчания между православными и католиками не редкость. Правда, с определенным условием от Церкви: дети должны быть крещены в Православии.

Даже идеальный на старте брак — вещь хрупкая. Что же говорить тогда об отношениях, которые с самого начала омрачаются различием религиозных взглядов. Их значимость с ходом времени становится только больше. Особенно когда к этому подключаются тещи, свекрови и другие тетки-дядьки. Например, в спорах, где венчаться, где крестить детей: в церкви или в костеле… Это только кажется, что брак — личное дело двоих. Нет, на самом деле это вопрос общественный, потому что в итоге брака объединяются целые роды. Но мы имеем множество положительных примеров смешанных браков и отрицательных — не смешанных.

Не так давно на слуху появилось новое слово «развенчание». Многие по незнанию стали воспринимать его как антоним для венчания и синоним развода. Но не всё так просто. В епархию приходят пары, которые уже давно не живут вместе и даже успели завести новые семьи. У них возникает желание обвенчаться снова. Вот они и вспоминают, что когда-то уже давали обет верности другому человеку перед Богом. Но далеко не каждый может получить благословение на повторный брак. Есть в народе красноречивая поговорка на этот счет: «Первая жена от Бога, вторая — от людей, третья — от чёрта».

— Церковь может лишь обвенчать, «развенчаниями» она никогда не занималась. Венчание представляет собой таинство с определенным чинопоследованием (соединением молитв, действий и песнопений), и никакого чина «развенчания» не существует, — говорит протоиерей Сергий Лепин. — Что Бог сочетал, того человек да не разлучает! Но иногда муж и жена создают ситуации, когда вместе жить невозможно. Например, когда один из супругов отрекся от Христа, изменил своей половинке, покушался на ее (либо детей) жизнь и здоровье. Аборт, сделанный женщиной без ведома мужа, неизлечимые заболевания, которые появились в итоге развратного образа жизни, — тоже вероятные причины разойтись. Здесь единственное, что может сделать Церковь — засвидетельствовать, что брак прекратил существование. Его нет! Не потому, что духовенство его аннулировало, а потому, что люди сами его уничтожили. Церковь в таких ситуациях выдает нечто подобное свидетельству о смерти — но не людям, а их определенным отношениям.

Church.by

Последние записи

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Новости

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Митрополит Филарет. Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси

Новости

Митрополит Филарет. Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси

По имени и житие…

Новости

По имени и житие…

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2021
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика