СВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА

 

троица1

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

(Деяния святых апостолов, 2:1-6)

Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа. Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый».

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день промыслительно приняли крещение во имя Иисуса Христа.

Троица2

Особенности богослужения Пятидесятницы

В день праздника сразу же после Литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.

Праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства. Отдание бывает в следующую субботу.

Для полноты описания необходимо отметить, что седмица по Пятидесятнице сплошная, то есть отменяется пост в среду и пятницу. Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа и в честь Святой Троицы.

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией. Неслучайно прихожане на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи.

Слова о Боге-Троице

Святитель Афанасий Великий
о троичности и единстве нашего Бога:

Наша вера в том, что мы почитаем Единого Бога в Троице и Троицу в Единице. Иная есть Ипостась Отца, иная Сына, иная Святого Духа:

Бог-Отец никем не сотворен, не создан, не рожден;

Сын рожден от Отца, не сотворен, не создан;

Дух Святой не сотворен, не создан, не рожден, но от Отца исходит.

И в этой Святой Троице ничто не первое или последнее, ничто большее или меньшее. Но Едино Божество Отца, Сына и Святого Духа. Это не три бога, но Един.

Святитель Феофан Затворник
о прославлении Бога делами

Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения. И, со своей стороны, «прилагая к сему все старание», поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться «без успеха и плода в познании Господа» и не заградить себе «вход в вечное Царство», к которому мы призваны.

Слова о ПятидесятницеЕпископ Александр (Милеант)
о иудейской Пятидесятнице
и сошествии Святого Духа

Пятидесятница — то есть пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение.

Дарование закона через пророка Моисея

По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.

Не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)
о совершенной любви

Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь?

О, как совершенная любовь всегда готова к совершенному послушанию! Да ведь совершенная любовь не может быть совершенно выражена иначе, как в совершенном послушании. Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного.
Преподобный Феодор Студит

Сам Бог соделался Утешителем нашим. Он утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом. Он утешает сердце, возводя его к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «Ты, Господи, помог мне, и утешил меня» (Пс. 85: 17).

Имея такого Утешителя, Духа Святого, Непобедимую Силу, Великого Защитника — Бога и Споборника, не убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил, но мужественно и твердо поспешим на подвиги. Такой образ жизни есть приятнейший и счастливейший: ибо тогда человек, хотя находится в плоти и в мире, но духом обитает в невидимом, упокоеваясь духом от благодатного дыхания Духа Святого.
Блаженный Августин

Если кто спросит кого-либо из нас: «Ты получил Святого Духа, почему ты не говоришь всеми языками?» — отвечать должно: «Я говорю всеми языками — потому что состою в Церкви. В том теле Христовом, которое говорит всеми языками».

Схиархимандрит Зосима (Сокур)
о действии Святого Духа в нашей жизни

Дух Святый в храмах святых почивает, Дух Святый в сердцах наших почивает от дня крещения. Дух Святый сопровождает нас все дни жизни нашей во святых таинствах:

Начиная от крещения, миропомазания, когда священник помазует апостольским миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго», запечатлены мы все от крещения печатью дара Святаго Духа, дарами Духа Святаго.

Дух Святый сопровождает нас в Таинстве исповеди, когда прощаются грехи наши.

Дух Святый освящает нас, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых.

Дух Святый освящает нас в Таинстве елеопомазывания — соборования, когда мы помазуемся святым елеем и вином.

Дух Святый в молитве нас освящает, в добрых делах нас освящает Дух Святый.

Дух Святый соприсутствует и сопутствует нам в нашей повседневной жизни.

Когда мы оскорбляем Бога, отступает тогда Дух Святый, и тогда уныние, отчаяние нападают, и погибель на человека. Это самое страшное состояние богооставленности. Да сохранит Господь от этого, чтобы, невзирая на нашу греховность, Господь дал нам здоровые силы для покаяния. Кающегося всегда прощает Господь…

И при помощи Божией, при помощи благодати Духа Святаго, дай нам, Господи, очищаться. Чтобы Господь не отнял от нас Духа Святаго, чтобы Господь не отступил от нас, чтобы мы не стали безумными. Но чтобы благодать Духа Святаго соприсутствовала нам во все дни жизни нашей, до скончания жизни нашей и чтобы благодать Духа Святаго и ввела нас всех в Царствие Небесное, соделав нас сынами Света.