Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Семь мучеников Маккавеев

«Взирая на подвиги семи мучеников, я нахожусь в таком же состоянии, как если бы сребролюбивый человек, стоя при источнике, источающем золото и имеющем семь устьев, захотел исчерпать из него все, но после долгого и невыразимого труда, оставив в нем большую часть, принужден был бы отойти, потому что, сколько ни черпай из источника, в нем остается еще больше».

Иоанн Златоуст

Семь мучеников Маккавеев

1/14 августа Православная Церковь, наряду с празднованием происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, вспоминает и семь мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан, поработив еврейский народ, хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов и распорядился, чтобы все ели свинину — мясо нечистого животного, запрещенного Законом. Вначале к этому деянию решили принудить писца Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Под пытками он выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей. Умирая, Елеазар промолвил с улыбкой: «Господу, владеющему священным знанием, известно, что, имея возможность избежать смерти, я сейчас испытываю под бичом ужасные муки, но в душе я принимаю эту боль с радостью по причине трепета, который Господь мне внушает». И он предал душу Богу. Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик — их мать. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Перед ними разложили инструменты для пыток, пытаясь устрашить Маккавеев, но старший из братьев сказал: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов». Антиох, вне себя от гнева, приказал отрезать язык этому наглецу, потом снять кожу и отсечь конечности. После этого старшего брата подвергли пыткой колесом, а когда его положили на жаровню, он сказал: «Пусть вы отсечете мне руки и ноги, сожжете плоть, вывернете суставы! Через все пытки я покажу вам, что сын еврейского народа непоколебим, когда речь идет о добродетели!» Преображенный огнем, он казался нетленным и исполнил сказанное, не испустив ни единого стона. В это время его мать и братья молили Бога оказать им милость умереть так же мужественно, как старший брат. Все эти мужественные люди умерли в страшных муках под пытками, один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что разум, просвещенный верой, может не только усмирять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский в «Похвале всем святым, во всем мире пострадавшим», пишет об этом:

«Вы часто видите на рассвете солнце восходящим и бросающим багряновидные лучи? Таковы были тела святых, когда со всех сторон обливали их потоки крови, как бы багряновидные лучи, и озаряли тела их гораздо больше, нежели небо озаряется солнцем. Видя эту кровь, ангелы радовались, а бесы ужасались и сам диавол трепетал: то была не просто видимая кровь, но кровь спасительная, кровь святая, кровь достойная небес, кровь постоянно напаяющая добрые растения церкви. Видел эту кровь и ужасался диавол, потому что вспоминал о другой крови — Владычней; ради той текла и эта кровь, потому что с тех пор, как прободено ребро Владыки, ты видишь тысячи прободенных ребер. И кто не пойдет на эти подвиги с великой радостью, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой? Это — достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающая труды, еще прежде царства небесного. Итак, не будем страшиться, слыша, что такой-то потерпел мученичество, но будем страшиться, слыша, что такой-то оказался слабым и пал, когда предстояли ему такие награды».

Кто-то может задаться вопросом: а есть ли место мученичеству в нашей повседневной, мирной, благополучной жизни?

Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом: «Не страшились ли вы мученичества прежде? А теперь не желаете ли мученичества? Теперь не сожалеете ли, что ныне уже не время мучений? Но будем и мы упражняться как во время мученичества. Они презирали жизнь, — ты презирай удовольствия. Они ввергали тела свои в огонь, — ты ввергай теперь деньги в руки бедных. Они попирали уголья, — ты погашай пламень похоти. Трудно это, но и полезно. Смотри не на прискорбное настоящее, а на приятное будущее, не на бедствия присущие, а на блага уповаемые, не на страдания, а на награды, не на труды, а на венцы, не на усилия, а на плату, не на скорби, а на воздаяния, не на горящий огонь, а на царство предстоящее, не на окружающих палачей, а на увенчивающего Христа»…

День памяти семи мучеников братьев Маккавеев совпадает с началом Успенского поста, который готовит нас к празднику Успения Божьей Матери, которая прошла путь земной своей жизни в терпении и духовных трудах, став «честнейшей Херувим и славнейшей, без сравнения, Серафим»… Во время поста Церковь призывает нас задуматься и о собственном духовном подвиге, памятуя о житии Пресвятой Богородицы, подвиге и страданиях святых мучеников Маккавеев, понимая, что земная жизнь скоротечна и цель ее — в подготовке своей бессмертной души к будущей Вечной жизни, к которой мы можем и призваны приобщаться уже сейчас через Благодать Божью, подаваемую по мере наших духовных стараний и усилий от Бога через Таинства, совершаемые в лоне Святой Матери Церкви.

Последние записи

Митрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил торжества по случаю 125-летия со дня освящения храма святого благоверного князя Александра Невского

Новости

Молебен на начало нового учебного года

Новости

Молебен на начало нового учебного года

Во успении мира не оставила еси, Богородице

Новости

Во успении мира не оставила еси, Богородице

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2023
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика