ДОКТОР СОЦИОЛОГИИ, ПРОФЕССОР ЗОРАН МИЛОШЕВИЧ ИЗ СЕРБИИ: «МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ К СВЯТОСТИ»
Для участия в Международных чтениях памяти Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798−1868) в Беларусь приехал доктор социологии, профессор Института политических исследований в Белграде Зоран Милошевич. Перед началом работы чтений гостя из Сербии пригласили прочесть лекцию студентам Минской духовной академии. Профессор также любезно согласился дать интервью для нашего сайта.
Мы с вами встречаемся в большой праздник, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. На Ваш взгляд, что значит единая вера, Православие для славянских народов?
Для людей православных, славян, вера — это то, что позволяет сохранить свои ценности, идентичность. Именно поэтому наши противники будут стараться внушить, что мы разные народы, навязать точку зрения, что можно жить без веры, без Бога, принимать разные взгляды, разные идеологии, учения разных сект. Вера есть сохранение духа и сохранение соборности, общности славянства в историческом контексте.
Можно ли сказать, что Сербия является западным форпостом Православия? Ведь она находится в окружении стран, которые во многом принимают западное мировоззрение, западный взгляд на мир.
Да можно сказать, что мы находимся в кольце и не только католиков, но и ислама. Жизнь в таких условиях очень сложная. Но мы боремся за свою идентичность, за свою веру, и за право быть славянофилами, любить своих братьев — русских людей. Западная пропаганда внушает, что русские виновны во всём, а те, кто выступают за русских, якобы получают большие деньги. Наше же православное предание учит, что Сербия не сохранится как государство, как и народ не сохранит свою веру православную без русских. Поэтому совместное исповедание единой веры, единые ценности определяют мировоззрение сербов, согласно которому мы должны быть всегда вместе и бороться до конца.
У Вас сегодня была возможность выступить перед студентами Минской духовной академии. О чём вы им рассказали?
Я счастлив, что у меня была возможность пообщаться со студентами духовной академии. Я говорил про отношения Фанара (Константинопольского Патриархата) к Сербской Православной Церкви. Вы видите, каким образом Фанар дал Томос раскольникам на Украине. Сейчас Фанар также работает и против Сербской Православной Церкви. Он делает все, чтобы изменить название Сербской Православной Церкви на Православную церковь в Сербии. Поэтому есть опасность появления и новых раскольников, новых церквей в Боснии и Герцеговине, в Черногории, Воеводине, Косово и Метохии и так далее. Таким образом планируется фактически уничтожить Сербскую Православную Церковь. Фанар сейчас захотел, чтобы ее каноническая власть осталась только на территории Сербии, а диаспору забрать и подчинить себе. Поэтому он проводит мощную пропаганду и в Сербии и на Западе, направленную на то, что сербы должны изменить название своей церкви и принять богословие и идеологию эллинизма, то есть изменить свою идентичность и своё богословие. В новом «фанарском НАТО», как мы говорим, нет места святости и исихазму. Это «новое Православие» является Православием только по названию, а по сущности — это в большей степени католическая или протестантская идеология с явным политическим подтекстом.
То есть, получается, что это своего рода «политическое православие», которое сейчас пытаются насадить в Сербии?
Да, верно. Это такое «политическое православие», за которым стоит идеология НАТО, чтобы православные люди поддержали расширение альянса на восток и чтобы православные люди поддержали стремление НАТО мобилизовывать православных на Балканах и отправлять бороться с русскими. Но мы против этого. Видите — Сербия ещё держится, санкции против России мы не принимаем, связи сохраняем. Сербия маленькая, но борется в этом направлении очень сильно.
Вы приехали к нам на Семашковские чтения, посвящённые трудам Митрополита — воссоединителя Иосифа Семашко. А что в Сербии знают об этом человеке?
Да, это важный вопрос. В богословских кругах знают, но это узкий круг людей. Мы издали несколько лет назад сборник статей, посвященных Митрополиту Иосифу Семашко, чтобы другие ученые тоже познакомились с его трудами по возвращению части украинцев и белорусов в Православие. Но, к сожалению, о Митрополите Иосифе Семашко все же больше пишут хорваты-католики, нежели сербы.
Является ли тема защиты Православия, в том числе от таких насильственных влияний, которые были во времена и до Митрополита Иосифа, сегодня актуальной и чему она может нас научить?
Конечно, актуально! Видите — в Хорватии изучают это свершение Митрополита Иосифа Семашко, чтобы противостоять стремлению к единству Православия. Но сегодня православные, к сожалению, все больше идут дорогой экуменизма. Надо, чтобы мы изучали Иосифа Семашко, оставили экуменизм и вернулись к истокам Православия и тем, кто внес большой вклад к возвращению в Православие. На Балканах таких личностей тоже немало. И примеры ихдеятельности по возвращению из католичества и ислама в Православие нам также полезны для изучения.
Что есть Православная вера для Вас?
Видите — это самый важный вопрос. Для меня это спасение души, это вера в то, что после жизни тоже есть жизнь души и она вечная. Быть православным это значит спасать свою душу, живя по канонам Православия. Второй момент — в окружении у нас разные веры и разные ценности. Самое важное сохранить наши традиционные православные ценности. А это невозможно без сохранения веры, без православного образования и сохранения образовательных церковных учреждений, государственных образовательных учреждений. У нас наблюдается такое явление, что Запад активно работает над вовлечением под своё влияние высших учебных заведений и привносит в образование противоречащие православным западные взгляды на веру, политику, экономику и так далее. Я думаю, что наша миссия возродить исихазм, восстановить интерес к святости, без которой нет будущего. Святые люди — наш ориентир, они наш идеал, они возвращают нас к истокам и учат нас жизни. Остальное — заблуждение.
Вы сегодня подарили несколько изданий Минской духовной академии. Что это за книги?
Наш институт активно работает в области славистики. С 2000 года он остался единственным, который после цветной революции в Сербии в рамках народной дипломатии сотрудничает с коллегами из Беларуси и России. Государство уделяет этому мало внимания. В то же время, мы с моими друзьями с 2000 года опубликовали в Сербии более, чем 350 научных статей и около 20 книг авторов из Беларуси и России. Большинство авторов этих книг из Беларуси. Я привёз в подарок Духовной академии четыре книги. Две книги «Геополитика. Взгляд с Балкан», первая часть которой опубликована в Санкт-Петербурге, а вторая в Минске. Также привёз сборник научных трудов «Православие и идентичность православных народов», посвященный Митрополиту Иосифу Семашко, и сборник"Политическая история славян" с трудами участников научной конференции на тему фальсификации истории — и в России и, особенно на Украине, но также и у нас. В наше время происходит повсеместная подмена фактов, когда хотят, например, показать что во Второй мировой войне победили США, а не СССР, что освобождение от нацизма это заслуга США и так далее. К сожалению, этому учат и в школах. Сейчас, например, в Болгарии и в Румынии думают, что во Второй мировой войне главную роль сыграли США, а не Советский союз.
Это, конечно, наша общая беда, потому что не так просто бывает уберечь от влияния глобального информационного пространства молодые умы, которые, к сожалению, особенно восприимчивы к его воздействию.
Запад умело использует соцсети, YouTube-каналы, альтернативные СМИ. А у нас ещё осталась традиция использовать традиционные СМИ, но молодежь не смотрит телеканалы, она ориентируется на соцсети, и привыкла именно там получать информацию о событиях. Так что и мы должны учиться и расширять свою практику информационной работы.
Благодарим Вас! Какие слова еще Вы бы хотели адресовать вашим белорусским друзьям, белорусскому народу?
В завершение хочу сказать о моих белорусским друзьях: это очень добрые, умные люди, патриоты, они любят своё государство, свой народ. Очень важно, чтобы белорусы сохранили свою православную идентичность, православную веру и оставались в церковном, каноническом порядке. Никакие автокефалии, расколы не принесут счастья белорусам. Только сохраняя то, что есть, оставаясь верными своей Православной Церкви, можно рассчитывать на будущее. Без этого будущего нет.
***
Международная научно-практическая конференция «XVI Чтения памяти Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798−1868) проходит с 6 по 7 декабря в Минской духовной семинарии. В нынешнем году она приурочена к годовщине преставления преподобной Евфросинии Полоцкой (1173), святого Великого князя Александра Невского (1263) и препомученика Афанасия Брестского (1648). Организаторами форума выступают Минская духовная семинария и Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви.
Блаженной памяти Митрополит Иосиф (Семашко) сыграл выдающуюся роль в деле возвращения в Церковь белорусских униатов, отторгнутых в 1596 году от Православия. В деле ликвидации Брестской унии ему помогали другие иерархи и священнослужители: Василий (Лужинский), епископ Оршанский, управляющий Полоцкой и Белорусской архиепископией; Антоний (Зубко), епископ Брестский, викарий Литовской епархии, и др.
Всего в Православие вернулось свыше 1600 приходов с более чем 1 млн 600 тыс. верующих. В связи с этим событием была отчеканена специальная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)».
Фото: пресс-служба Минской духовной академии