Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Мир мног любящим закон Твой

Здравствуйте, братья и сестры!

Старца Амвросия Оптинского, чью память мы совершаем в это воскресенье, спрашивали: «Батюшка! отчего мира нет в душе?»

Старец отвечал на это словами псалма: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс.118:165).

Сказано: Любящим Бога вся поспешествует во благое (Рим.8:28). А если несть мира в костях наших (Пс.37:4) — то явно что от грехов и страстей наших. И потому надо заботиться не о том, чтобы обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее.

Отвечая одной монахине, почему в ее келии нестроения, о. Амвросий писал: «Во-первых, от душевного врага, который считает своим делом всех и всё путать. Во-вторых, от человеческого самолюбия и человеческого малодушия и нетерпения».

Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает богодухновенный пророк Давид, глаголя: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс.118:165). Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить закон Божий и постараться исполнить евангельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея, от начала 5-й главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного.

Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того, и другого, т. е. и земного и небесного. Разве только захотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением.

Будем искать утешения и отрады в Едином Господе и от Него Единого искать милости, которая вечна и нескончаема.

Из книги «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Желаем вам душеполезного чтения!


21 октября исполнилось 2 года со дня кончины протоиерея Димитрия Смирнова.

Приглашаем вас на вечер памяти отца Димитрия, который состоится сегодня, 22 октября, в 15:30 в актовом зале Сретенской духовной академии по адресу: Москва, ул. Большая Лубянка, 19, с. 3.

Трансляция и запись встречи — в ютуб-канале Сретенского монастыря.

В память отца Димитрия в издательстве «Вольный странник» вышел сборник «Настоящий пастырь и любящий отец». В этой книге священники и миряне рассказывают о встречах со своим духовным наставником, с талантливым проповедником и верным другом.


Преподобный Амвросий Оптинский 23 октября

Воскресенье

10 октября ст.ст.

Поста нет

Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Мч. Феотекна (ок. 284−305). Прп. Вассиана, чудотворца (V). Прп. Феофила исп (ок. 717−741). Мчч. Евлампия и Евлампии (303−311).

Прп. Амвросия Оптинского (1891). Свт. Иннокентия, епископа Пензенского (1819). Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых.

Второе послание к Коринфянам
Бóгъ и Отéцъ Гóспода нáшего Иисýса Христá вѣ́сть, сы́й благословéнъ во вѣ́ки, я́ко не лгý. Въ дамáсцѣ язы́ческiй кня́зь Арéѳы царя́ стрежáше Дамáскъ грáдъ, я́ти мя́ хотя́: и окóнцемъ въ кошни́цѣ свѣ́шенъ бы́хъ по стѣнѣ́, и избѣгóхъ изъ рукý егó.

Похвали́тися же не пóльзуетъ ми́: прiидý бо въ видѣ́нiя и откровéнiя Госпóдня. Вѣ́мъ человѣ́ка о Христѣ́, прéжде лѣ́тъ четыренáдесяти: áще въ тѣ́лѣ, не вѣ́мъ, áще ли кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ, Бóгъ вѣ́сть: восхищéна бы́вша таковáго до трéтiяго небесé. И вѣ́мъ таковá человѣ́ка: áще въ тѣ́лѣ, или́ кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ: Бóгъ вѣ́сть: я́ко восхищéнъ бы́сть въ рáй, и слы́ша неизрѣчéнны глагóлы, и́хже не лѣ́ть éсть человѣ́ку глагóлати. О таковѣ́мъ похвалю́ся: о себѣ́ же не похвалю́ся, тóкмо о нéмощехъ мои́хъ. А́ще бо восхощý похвали́тися, не бýду безýменъ, и́стину бо рекý: щаждý же, да не кáко ктó вознепщýетъ о мнѣ́ пáче, éже ви́дитъ мя́, или́ слы́шитъ чтó от менé. И за премнóгая откровéнiя да не превозношýся, дадéся ми́ пáкостникъ плóти, áггелъ сатани́нъ, да ми́ пáкости дѣ́етъ, да не превозношýся. О сéмъ трикрáты Гóспода моли́хъ, да отстýпитъ от менé, и речé ми: довлѣ́етъ ти́ благодáть моя́: си́ла бо моя́ въ нéмощи совершáется. Слáдцѣ ýбо похвалю́ся пáче въ нéмощехъ мои́хъ, да всели́тся въ мя́ си́ла Христóва.

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. .

Евангелие от Луки
И бы́сть посéмъ, идя́ше во грáдъ, нарицáемый наи́нъ: и съ ни́мъ идя́ху ученицы́ егó мнóзи и нарóдъ мнóгъ. Я́коже прибли́жися ко вратóмъ грáда, и сé изношáху умéрша, сы́на единорóдна мáтери своéй, и тá бѣ́ вдовá: и нарóдъ от грáда мнóгъ съ нéю. И ви́дѣвъ ю́ Госпóдь, милосéрдова о нéй, и речé éй: не плáчи. И пристýпль коснýся во óдръ: нося́щiи же стáша: и речé: ю́ноше, тебѣ́ глагóлю, востáни. И сѣ́де мéртвый, и начáтъ глагóлати: и дадé егó мáтери егó. Прiя́тъ же стра́хъ всѣ́хъ, и сла́вляху Бо́га, глаго́люще: я́ко проро́къ ве́лiй воста́ въ на́съ, и я́ко посѣти́ Бо́гъ люде́й свои́хъ. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 7, 11−16)

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность.

В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только чрезмерный дух ревности колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. Напротив, в ком дух Христов, тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: кто меня поставил судьею? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится.

Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Собор преподобных старцев Оптинских 24 октября

Понедельник

11 октября по старому стилю

Поста нет

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I). Прп. Феофана Исповедника, творца канонов, еп. Никейского (ок. 850).

Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. Прп. Льва Оптинского (1841). Прп. Феофана, постника Печерского (XII). Сщмчч. Филарета и Александра пресвитеров (1918).

Послание к Филиппийцам
Тѣ́мже, возлю́бленнiи мои́, я́коже всегдá послýшасте менé, не я́коже въ пришéствiи моéмъ тóчiю, но ны́нѣ мнóго пáче во отшéствiи моéмъ, со стрáхомъ и трéпетомъ своé спасéнiе содѣвáйте: Бóгъ бо éсть дѣ́йствуяй въ вáсъ и éже хотѣ́ти и éже дѣ́яти о благоволéнiи. Вся́ твори́те безъ роптáнiя и размышлéнiя, да бýдете непови́нни и цѣ́ли, чáда Бóжiя непорóчна посредѣ́ рóда стропти́ва и развращéна, въ ни́хже явля́етеся я́коже свѣти́ла въ мíрѣ, слóво живóтно придержáще, въ похвалý мнѣ́ въ дéнь Христóвъ, я́ко не вотщé текóхъ, ни вотщé труди́хся. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Евангелие от Луки
Моля́ше же егó нѣ́кiй от фарисéй, да бы я́лъ съ ни́мъ: и вшéдъ въ дóмъ фарисéовъ, возлежé. И сé женá во грáдѣ, я́же бѣ́ грѣ́шница, и увѣ́дѣвши, я́ко возлежи́тъ во хрáминѣ фарисéовѣ, принéсши алавáстръ ми́ра, и стáвши при ногý егó созади́, плáчущися, начáтъ умывáти нóзѣ егó слезáми, и власы́ главы́ своея́ отирáше, и облобызáше нóзѣ егó, и мáзаше ми́ромъ. Ви́дѣвъ же фарисéй воззвáвый егó, речé въ себѣ́, глагóля сéй áще бы бы́лъ прорóкъ, вѣ́дѣлъ бы ктó и каковá женá прикасáется емý: я́ко грѣ́шница éсть. И отвѣщáвъ Иисýсъ речé къ немý: Си́моне, и́мамъ ти́ нѣ́что рещи́. О́нъ же речé: учи́телю, рцы́. Иисýсъ же речé: двá должникá бѣ́ста заимодáвцу нѣ́коему: еди́нъ бѣ́ дóлженъ пятiю́сотъ динáрiи, другíй же пятiю́десятъ: не имýщема же и́ма воздáти, обѣ́ма отдá. Котóрый ýбо ею́, рцы́, пáче возлю́битъ егó? Отвѣщáвъ же Си́монъ речé: мню́, я́ко емýже вя́щше отдá. О́нъ же речé емý: прáво суди́лъ еси́. И обрáщься къ женѣ́, Си́монови речé: ви́диши ли сiю́ женý? Внидóхъ въ дóмъ твóй, воды́ на нóзѣ мои́ не дáлъ еси́: сiя́ же слезáми облiя́ ми́ нóзѣ и власы́ главы́ своея́ отрé. Лобзáнiя ми́ не дáлъ еси́: сiя́ же, отнéлиже внидóхъ, не престá облобызáющи ми́ нóзѣ. Мáсломъ главы́ моея́ не помáзалъ еси́: сiя́ же ми́ромъ помáза ми́ нóзѣ. Егóже рáди, глагóлю ти́: отпущáются грѣси́ ея́ мнóзи, я́ко возлюби́ мнóго: а емýже мáло оставля́ется, мéнше лю́битъ. Речé же éй: отпущáются тебѣ́ грѣси́. И начáша возлежáщiи съ ни́мъ глагóлати въ себѣ́: ктó сéй éсть, и́же и грѣхи́ отпущáетъ? Речé же къ женѣ́: вѣ́ра твоя́ спасé тя: иди́ въ ми́рѣ. Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 7, 36−50)

Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк»… Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.

Преподобный Косма Маюмский, составивший каноны Страстной седмицы и другие песнопения 25 октября

Вторник

12 октября ст.ст.

Поста нет

Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Прп. Космы, еп. Маюмского, творца канонов (ок. 787). Мц. Домники (286). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).

Прп. Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799). Св. Иоанна исп (1930). Прмч. Лаврентия (1937). Сщмч. Александра пресвитера (1940). Свт. Николая исп. митр. Алма-Атинского (1955). Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687), и Калужской (1748) икон Божией Матери.

Послание к Филиппийцам
Слóво живóтно придержáще, въ похвалý мнѣ́ въ дéнь Христóвъ, я́ко не вотщé текóхъ, ни вотщé труди́хся. Но áще и жрéнъ бывáю о жéртвѣ и слýжбѣ вѣ́ры вáшея, рáдуюся и сорáдуюся всѣ́мъ вáмъ: тáкожде и вы́ рáдуйтеся и сорáдуйтеся мнѣ́. Уповáю же о Гóсподѣ Иисýсѣ тимоѳéа вскóрѣ послáти къ вáмъ, да и áзъ благодýшствую, увѣ́дѣвъ я́же о вáсъ. Ни еди́наго бо и́мамъ равнодýшна, и́же при́снѣе о вáсъ попечéтся: вси́ бо свои́хъ си́ и́щутъ, а не я́же Христá Иисýса. Искýсство же егó знáете, занé я́коже отцý чáдо, со мнóю порабóталъ въ благовѣ́стiи. Сегó же ýбо уповáю послáти áбiе, повнегдá увѣ́мъ я́же о мнѣ́. Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.
Евангелие от Луки
И бы́сть посéмъ, и тóй прохождáше сквозѣ́ грáды и вéси, проповѣ́дуя и благовѣствýя цáрствiе Бóжiе: и обанáдесяте съ ни́мъ, и жены́ нѣ́кiя, я́же бя́ху исцѣ́лены от духóвъ злы́хъ и недýгъ: Марíа нарицáемая Магдали́на, изъ нея́же бѣсóвъ сéдмь изы́де, и Иоáнна женá хузáня, пристáвника И́родова, и сусáнна, и и́ны мнóги, я́же служáху емý от имѣ́нiй свои́хъ. После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 8, 1−3)

Господь проповедует, жены служат Ему от имений своих и, таким образом, как бы являются соучастницами в самой проповеди. Не всем дано проповедывать Евангелие, но все могут содействовать его распространению и быть соучастниками в этом первом на земле деле. Таковых соучастников и соучастниц много было во время проповеднических трудов святых апостолов, а потом их преемников и, наконец, по всей истории Церкви. Являются они и доселе. Наши апостолы на Кавказе и в разных местностях Сибири усердно трудятся, терпя всякую нужду и всякие лишения. Они продолжают дело Господа и святых апостолов. Какие жены и мужи пошлют им помощь, те станут в чин жен, служащих Господу, и удостоятся равного с теми воздаяния. Господь сказал: «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» (Ин. 13, 20).

Иверская икона Божией Матери 26 октября

Среда

13 октября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, еп. Фиатрийского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (251). Мч. Флорентия (I-II). Мч. Вениамина диакона (421−424). Прп. Никиты исп (ок. 838). Прп. Вениамина Печерского (XIV). Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912). Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937). Обретение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993). Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

Послание к Филиппийцам
Надѣ́юся же о Гóсподѣ, я́ко и сáмъ скóро прiидý къ вáмъ. Потрéбнѣе же возмнѣ́хъ епафроди́та брáта и споспѣ́шника и свóинника моегó, вáшего же послáнника и служи́теля потрéбѣ моéй, послáти къ вáмъ, понéже желáнiемъ желáше ви́дѣти всѣ́хъ вáсъ, и тужáше, занé слы́шасте, я́ко болѣ́. И́бо болѣ́ бли́зъ смéрти: но Бóгъ поми́лова егó, не егó же тóкмо, но и менé, да не скóрбь на скóрбь прiимý. Скорѣ́е ýбо послáхъ егó, да ви́дѣвше егó пáки, возрáдуетеся, и áзъ безпечáленъ пребýду. Прiими́те ýбо егó о Гóсподѣ со вся́кою рáдостiю, и таковы́я чéстны имѣ́йте, занé за дѣ́ло Христóво дáже до смéрти прибли́жися, понýдивъ себé вседýшно, да испóлнитъ вáше лишéнiе слýжбы я́же ко мнѣ́. Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
Евангелие от Луки
И бы́сть во еди́нъ от днíй, тóй влѣ́зе въ корáбль и ученицы́ егó: и речé къ ни́мъ: прéйдемъ на о́нъ пóлъ éзера. И поидóша. Идýщымъ же и́мъ, ýспе. И сни́де бýря вѣ́треная въ éзеро, и скончавáхуся, и въ бѣдѣ́ бѣ́ху. И пристýпльше воздвигóша егó, глагóлюще: настáвниче, настáвниче, погибáемъ. О́нъ же востáвъ запрети́ вѣ́тру и волнéнiю вóдному: и улегóста, и бы́сть тишинá. Речé же и́мъ: гдѣ́ éсть вѣ́ра вáша? Убоя́вшеся же чуди́шася, глагóлюще дрýгъ ко дрýгу: ктó ýбо сéй éсть, я́ко и вѣ́тромъ повелѣвáетъ и водѣ́, и послýшаютъ егó? В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 8, 22−25)

Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, всеокружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслью, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неисчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равного в радостях жизни.

Преподобная Параскева Сербская 27 октября

Четверг

14 октября ст.ст.

Поста нет

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54−68). Прп. Параскевы-Петки Сербской (XI). Сщмч. Сильвана, пресвитера Газского (IV).

Прп. Николы Святоши (Святослава), кн. Черниговского, Печерского чудотворца (1143). Сщмч. Михаила пресвитера (1921). Свт. Амвросия исп. еп. Каменец-Подольского (1932). Сщмч. Петра пресвитера (1937). Прмч. Максимилиана (1938). Яхромской иконы Божией Матери (XV).

Послание к Филиппийцам
Прóчее же, брáтiе моя́, рáдуйтеся о Гóсподѣ. Тáяжде бо писáти вáмъ, мнѣ́ ýбо нелѣ́ностно, вáмъ же твéрдо. Блюди́теся от псóвъ, блюди́теся от злы́хъ дѣ́лателей, блюди́теся от сѣчéнiя: мы́ бо есмы́ обрѣ́занiе, и́же дýхомъ Бóгу слýжимъ и хвáлимся о Христѣ́ Иисýсѣ, а не въ плóти надѣ́емся: и́бо и áзъ имѣ́ю надѣ́янiе тáкожде во плóти. А́ще ктó и́нъ мни́тъ надѣ́ятися во плóти, áзъ пáче, обрѣ́занъ осмоднéвно, от рóда Изрáилева, колѣ́на Венiами́нова, Еврéинъ от Еврéй, по закóну фарисéй, по рéвности гони́хъ цéрковь Бóжiю, по прáвдѣ закóннѣй бы́въ непорóченъ. Но я́же ми́ бя́ху приобрѣ́тенiя, сiя́ вмѣни́хъ Христá рáди тщетý. Но ýбо вмѣня́ю вся́ тщетý бы́ти за превосходя́щее разумѣ́нiе Христá Иисýса Гóспода моегó, егóже рáди всѣ́хъ отщети́хся, и вмѣня́ю вся́ умéты бы́ти, да Христá приобря́щу. Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.
Евангелие от Луки
Слы́ша же И́родъ четвертовлáстникъ бывáющая от негó вся́ и недоумѣвáшеся: занé глагóлемо бѣ́ от нѣ́кихъ, я́ко Иоáннъ востá от мéртвыхъ: от инѣ́хъ же, я́ко илiá яви́ся: от други́хъ же, я́ко прорóкъ еди́нъ от дрéвнихъ воскрéсе. И речé И́родъ: Иоáнна áзъ усѣ́кнухъ: ктó же éсть сéй, о нéмже áзъ слы́шу таковáя? И искáше ви́дѣти егó. И возврáщшеся апóстоли повѣ́даша емý, ели́ка сотвори́ша: и пои́мъ и́хъ, отъи́де еди́нъ на мѣ́сто пýсто грáда, нарицáемаго Виѳсаи́да. Нарóди же разумѣ́вше, по нéмъ идóша: и прiéмъ и́хъ, глагóлаше и́мъ о цáрствiи Бóжiи и трéбующыя исцѣлéнiя цѣля́ше. Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 9, 7−11)

Услышав о делах Христа Спасителя, Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот?» — и пожелал видеть Его. Желал видеть и искал случая к тому, но не удостоился, потому что искал не для веры и спасения, а из пустого любопытства. Пытливость — щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная. Оттого она нередко не довольствуется самою истиною, а среди нее ищет чего-либо особенного, а выдумав это особенное, она на нем и останавливается и других привлекает к тому. Истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка. В наши дни такова замашка немецкого ума. Немцы помешались на том, чтобы выдумывать. Всю область истины Божией, как туманом, закрыли своими выдумками. Возьмите хоть догматы, хоть нравоучение, хоть историю, хоть слово Божие — все так загромождено выдумками, что до истины Божией и не доберешься. А между тем, они их интересуют, и тех, кто одного с ними настроения. Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше свое выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьянелого. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени — и все понапрасну! Дело совершилось просто: «рече, и быша; повеле, и создашася «. Лучше этого решения никто не придумает.

Святитель Афанасий, исповедник, епископ Ковровский 28 октября

Пятница

15 октября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мчч. Сарвила и Вевеи Едесских (ок. 98−117). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Савина, еп. Катанского (760). Прп. Евфимия Нового, Солунского (889).

Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962).Сщмч. Лукиана Печерского (1243). Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Сщмч. Симеона пресвитера (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера (1942). Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).

Послание к Филиппийцам
Но ýбо вмѣня́ю вся́ тщетý бы́ти за превосходя́щее разумѣ́нiе Христá Иисýса Гóспода моегó, егóже рáди всѣ́хъ отщети́хся, и вмѣня́ю вся́ умéты бы́ти, да Христá приобря́щу и обря́щуся въ нéмъ, не имы́й моея́ прáвды, я́же от закóна, но я́же вѣ́рою Иисýсъ Христóвою, сýщую от Бóга прáвду въ вѣ́рѣ: я́ко разумѣ́ти егó, и си́лу воскресéнiя егó, и сообщéнiе стрáстéй егó, сообразýяся смéрти егó, áще кáко дости́гну въ воскресéнiе мéртвыхъ. Не занé ужé достигóхъ, или́ ужé соверши́хся: гоню́ же, áще и пости́гну, о нéмже и постижéнъ бы́хъ от Христá Иисýса. Брáтiе, áзъ себé не ý помышля́ю дости́гша: еди́но же, зáдняя ýбо забывáя, въ прéдняя же простирáяся, со усéрдiемъ гоню́, къ пóчести вы́шняго звáнiя Бóжiя о Христѣ́ Иисýсѣ. Ели́цы ýбо совершéнни, сié да мýдрствуимъ: и éже áще и́но чтó мы́слите, и сié Бóгъ вáмъ откры́етъ. Обáче въ нéже достигóхомъ, тóже да мýдрствуемъ и тѣ́мже прáвиломъ жи́телствуемъ. Подóбни ми́ бывáйте, брáтiе, и смотря́йте тáко ходя́щыя, я́коже и́мате о́бразъ нáсъ. Мнóзи бо хóдятъ, и́хже мнóгажды глагóлахъ вáмъ, ны́нѣ же и плáчя глагóлю, враги́ крéстá Христóва: и́мже кончи́на поги́бель, и́мже бóгъ чрéво, и слáва въ студѣ́ и́хъ, и́же земнáя мýдрствуютъ. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Евангелие от Луки
Дéнь же начáтъ прекланя́тися. Пристýпльше же обанáдесяте рекóша емý: отпусти́ нарóдъ, да шéдше во окрéстныя вéси и сéла витáютъ и обря́щутъ брáшно: я́ко здѣ́ въ пýстѣ мѣ́стѣ есмы́. Речé же къ ни́мъ: дади́те и́мъ вы́ я́сти. Они́ же рѣ́ша: нѣ́сть у нáсъ вя́щше, тóкмо пя́ть хлѣ́бъ и ры́бѣ двѣ́, áще ýбо не шéдше мы́ кýпимъ во вся́ лю́ди сiя́ брáшна. Бѣ́ху бо мужéй я́ко пя́ть ты́сящъ. Речé же ко ученикóмъ свои́мъ: посади́те и́хъ на кýпы по пяти́десятъ. И сотвори́ша тáко и посади́ша и́хъ вся́. Прiи́мъ же пя́ть хлѣ́бъ и óбѣ ры́бѣ, воззрѣ́въ на нéбо, благослови́ и́хъ, и преломи́, и дая́ше ученикóмъ предложи́ти нарóду. И ядóша и насы́тишася вси́: и взя́ша избы́вшыя и́мъ укрýхи кóшя дванáдесяте. И бы́сть егдá моля́шеся еди́нъ, съ ни́мъ бѣ́ху ученицы́: и вопроси́ и́хъ, глагóля: когó мя глагóлютъ нарóди бы́ти? День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 9, 12−18)

Чудное насыщение народа в пустыне — образ насыщения верующих во св. причащение Пречистым Телом и Пречистой Кровью Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы — малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь, через апостольских преемников. Как тогда апостолами, так теперь преемниками их говорит Он: «вы дайте им есть». Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжаться до скончания века. И в будущем веке будет своего рода причащение, ибо Господь обещает дать вкусить от манны сокровенные и от древа животного (Апок. 2, 7 и 17).

Мученик Лонгин Сотник 29 октября

Суббота

16 октября ст.ст.

Поста нет

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Прп. Галла (ок. 650).

Прп. Лонгина, вратаря Печерского (XIII-XIV). Обретение мощей свт. Иоанна, митр. Тобольского (1914). Прп. Лонгина Яренгского (1544−1545). Св. Георгия исп., пресвитера (1931). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Сщмч. Алексия пресвитера (1938). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942).

Второе послание к Коринфянам
Не бó хóщемъ вáсъ, брáтiе, не вѣ́дѣти о скóрби нáшей бы́вшей нáмъ во Асíи, я́ко по премнóгу и пáче си́лы отяготи́хомся, я́ко не надѣ́ятися нáмъ и жи́ти. Но сáми въ себѣ́ осуждéнiе смéрти имѣ́хомъ, да не надѣ́ющеся бýдемъ на ся́, но на Бóга возставля́ющаго мéртвыя, и́же от толи́кiя смéрти избáвилъ ны́ éсть и избавля́етъ, нáньже и уповáхомъ, я́ко и ещé избáвитъ, споспѣшествýющымъ и вáмъ по нáсъ моли́твою, да от мнóгихъ ли́цъ, éже въ нáсъ даровáнiе, мнóгими благодари́тся о вáсъ. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Евангелие от Луки
Бы́сть же въ суббóту второпéрвую ити́ емý сквозѣ́ сѣ́янiя: и восторгáху ученицы́ егó клáсы, и ядя́ху, стирáюще рукáми. Нѣ́цыи же от фарисéй рѣ́ша и́мъ: чтó творитé, егóже не достóитъ твори́ти въ суббóты? И отвѣщáвъ Иисýсъ речé къ ни́мъ: ни ли́ сегó чли́ естé, éже сотвори́ Дави́дъ, егдá взалкáся сáмъ и и́же съ ни́мъ бя́ху? кáко вни́де въ дóмъ Бóжiй, и хлѣ́бы предложéнiя взéмъ, и ядé, и дадé и сýщымъ съ ни́мъ, и́хже не достóяше я́сти, тóкмо еди́нымъ иерéемъ? И глагóлаше и́мъ, я́ко госпóдь éсть Сы́нъ человѣ́ческiй и суббóтѣ. Бы́сть же и въ другýю суббóту вни́ти емý въ сóнмище и учи́ти: и бѣ́ тáмо человѣ́къ, и рукá емý деснáя бѣ́ сухá. Назирáху же кни́жницы и фарисéи, áще въ суббóту исцѣли́тъ, да обря́щутъ рѣ́чь нáнь. О́нъ же вѣ́дяше помышлéнiя и́хъ, и речé человѣ́ку имýщему сýху рýку: востáни и стáни посредѣ́. О́нъ же востáвъ стá. Речé же Иисýсъ къ ни́мъ: вопрошý вы́: чтó достóитъ въ суббóты, добрó твори́ти, или́ злó твори́ти? дýшу спасти́, или́ погуби́ти? Они́ же умолчáша. И воззрѣ́въ на всѣ́хъ и́хъ, речé емý: простри́ рýку твою́. О́нъ же сотвори́ тáко: и утверди́ся рукá егó здрáва я́ко другáя. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Лк. 6, 1−10)

Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид — неразумная ревность, а в существе — дух пересудливости. Этот за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды — оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.

Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский епископ 30 октября

Воскресенье

17 октября ст.ст.

Поста нет

Прор. Осии (820 до Р.Х.).

Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898). Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Прмч. Андрея Критского (767).

Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Сщмчч. Неофита и Анатолия пресвитеров, прмчч. Иакинфа и Каллиста (1918). Сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937). Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (ок. 1889).

Послание к Галатам
Сказýю же вáмъ, брáтiе, благовѣствовáнiе благовѣщéнное от менé, я́ко нѣ́сть по человѣ́ку: ни бо áзъ от человѣ́ка прiя́хъ é, нижé научи́хся, но явлéнiемъ Иисýсъ Христóвымъ. Слы́шасте бо моé житié иногдá въ жидóвствѣ, я́ко по премнóгу гони́хъ цéрковь Бóжiю и разрушáхъ ю́, и преспѣвáхъ въ жидóвствѣ пáче мнóгихъ свéрстникъ мои́хъ въ рóдѣ моéмъ, и́злиха ревни́тель сы́й отéческихъ мои́хъ предáнiй. Егдá же благоволи́ Бóгъ, избрáвый мя́ от чрéва мáтере моея́ и призвáвый благодáтiю своéю, яви́ти Сы́на своегó во мнѣ́, да благовѣствýю егó во язы́цѣхъ, áбiе не приложи́хся плóти и крóви, ни взыдóхъ во Иерусали́мъ къ пéрвѣйшымъ менé апóстоломъ, но идóхъ во Аравíю и пáки возврати́хся въ Дамáскъ. Потóмъ же по трiéхъ лѣ́тѣхъ взыдóхъ во Иерусали́мъ согля́дати Петрá, и пребы́хъ у негó днíй пятьнáдесять. Инóго же от апóстолъ не ви́дѣхъ, тóкмо Иáкова брáта Госпóдня. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Евангелие от Луки
Изы́де сѣ́яй сѣ́яти сѣ́мене своегó: и егдá сѣ́яше, óво падé при пути́, и попрáно бы́сть, и пти́цы небéсныя позобáша é: а другóе падé на кáмени, и прозя́бъ ýсше, занé не имѣ́яше влáги: и другóе падé посредѣ́ тéрнiя, и возрастé тéрнiе, и подави́ é: другóе же падé на земли́ блáзѣ, и прозя́бъ сотвори́ плóдъ стори́цею. Сiя́ глагóля, возгласи́: имѣ́яй ýшы слы́шати, да слы́шитъ. Вопрошáху же егó ученицы́ егó, глагóлюще: чтó éсть при́тча сiя́? О́нъ же речé: вáмъ éсть данó вѣ́дати тáйны цáрствiя Бóжiя, прóчымъ же въ при́тчахъ, да ви́дяще не ви́дятъ и слы́шаще не разумѣ́ютъ. Е́сть же сiя́ при́тча: сѣ́мя éсть слóво Бóжiе: а и́же при пути́, сýть слы́шащiи, потóмъ же прихóдитъ дiáволъ и взéмлетъ слóво от сéрдца и́хъ, да не вѣ́ровавше спасýтся: а и́же на кáмени, и́же егдá услы́шатъ, съ рáдостiю прiéмлютъ слóво: и Сiи́ кóрене не и́мутъ, и́же во врéмя вѣ́руютъ, и во врéмя напáсти отпадáютъ: а éже въ тéрнiи пáдшее, сíи сýть слы́шавшiи, и от печáли и богáтства и сластьми́ житéйскими ходя́ще подавля́ются, и не совершáютъ плодá: а и́же на дóбрѣй земли́, сíи сýть, и́же дóбрымъ сéрдцемъ и благи́мъ слы́шавше слóво, держáтъ и плóдъ творя́тъ въ терпѣ́нiи. Сiя́ глагóля, возгласи́: имѣ́яй ýшы слы́шати да слы́шитъ. Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Мысли святителя Феофана Затворника

(Гал. 2, 16−20; Лк. 8, 5−15)

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие — под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума.

Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.


Православие.ru

Последние записи

Новости

Воззвание Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Заславского Вениамина в связи с притеснениями в отношении архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви

Патриарший Экзарх возглавил собрание духовников епархий Белорусской Православной Церкви в Жировичской обители

Новости

Патриарший Экзарх возглавил собрание духовников епархий Белорусской Православной Церкви в Жировичской обители

Доктор богословия, профессор и преподаватель Минской духовной академии протоиерей Владимир Башкиров выступил с лекцией перед священнослужителями Гомельской епархии

Новости

Доктор богословия, профессор и преподаватель Минской духовной академии протоиерей Владимир Башкиров выступил с лекцией перед священнослужителями Гомельской епархии

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2023
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика