Воскресная школа «Солнышко»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Галина Васильевна НАРЫНКЕВИЧ

Образование: МГЛУ, Институт Ньюфелда (г. Ванкувер)

Слушательница Школы катехизаторов Минской епархии.

Педагогический стаж: 18 лет

Интересы: пение, педагогика, психология, церковнославянский язык.

Девиз: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всём — любовь».

Светлана Геннадьевна КАШИНЦЕВА

Образование: Тверской государственный университет, Россия

Педагогический стаж: 30 лет

Интересы: педагогика, музыка, мировая литература

Девиз: «Когда не знаешь что делать — делай шаг вперёд!»

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

9.30. — Начало занятий

Причащение.

Трапеза.

После Литургии — занятие с детьми старшей группы.

В течение службы - участие всех детей в БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИ

Кружок «В ПРИТЧАХ О ГЛАВНОМ» (старшая группа, 13−16 лет, преподаватель Г. В. Нарынкевич)

ФОТОГАЛЕРЕЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

КОНЦЕПЦИЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

І. Основные положения.

1.1. Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью прихода храма святого равноапостольного князя Владимира. Школа призвана осуществлять православное духовное просвещение и воспитание детей и родителей, содействовать их воцерковлению и формированию образа жизни православного христианина.

1.2 Основной концепцией воскресной школы является создание такой образовательной системы в рамках храма, деятельность которой направлена на формирование подрастающего поколения православных христиан, способных верой и правдой воплощать в своей жизни евангельские заповеди.
1.3. Одним из важнейших условий успешности работы воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся.
1.4. Немаловажное значение имеет выбор образовательных программ, их распределение по возрастным категориям; создание четкой структуры, системы организации учебно-воспитательного процесса; формирование сплоченного творческого коллектива педагогов; поддержание сложившихся традиций школы; обеспечение деятельности школы, как составной части прихода храма в целом. Активное участие воскресной школы в жизни храма и прихода, формирует у детей сопричастность к деятельности храма и православной церкви, развивает у них потребность быть частью этой жизни, способствует дальнейшему воцерковлению.
1.5. Ведущая роль в работе школы отведена религиозному просвещению детей, катехизации. Но, реализация этой задачи осуществляется не только через образовательную деятельность, но посредством активного использования духовного потенциала системы творческих занятий, секций и кружков, открывающих для ребенка привычный мир в свете Божественного промысла.
1.6.Восстановление ценностной иерархии, ведущей свои истоки от мировой христианской культуры и от духовной традиции нашего народа, является одним из результатов необходимости получения религиозного воспитания и обучения.

1.7. Духовный кризис в обществе актуализирует необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одним из быстрых и эффективных способов воспитания сознательных граждан является привлечение детей с самого младшего возраста в православное воспитательное пространство через воскресные школы.

1.8. Информационно техническая доступность порождает сегодня еще одну проблему. Возрастающая потребность детей и подростков в общении все больше перемещается в виртуальный мир социальных сетей. Такое общение в большей степени не контролируемо, бессистемно, и, самое главное, бездуховно. Решение этой проблемы возможно только через предоставление детям альтернативных форм общения и интересных видов деятельности. И, если сумму религиозных знаний ребенок может получить из рассказов взрослых, из книг, из других источников, то практический опыт христианского миропонимания актуализируется только через живое непосредственное общение в православной среде, через общее делание, через соединение интересов каждого ребенка в совместной интересной работе.
1.9. Успешная реализация основных идей воскресной школы во многом определяется единством и взаимопониманием всех участников процесса воцерковления детей. От духовной сплоченности духовенства, педагогов и родителей зависит будущее отношение детей к храму, вере, православной церкви.

II. Основные понятия

2.1. Духовное образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания, целью которого является приобщение к православной вере и православной культуре.

2.2. Воскресная школа — является бесплатным учебным заведением для детей (с согласия родителей) и взрослых любой национальности, занятия в которых традиционно проводятся в выходные дни (но могут проводиться и в другие дни).

2.3. Просветительско-воспитательный процесс в воскресной школе — обучение основам православного вероучения и воспитания в христианском духе, в результате чего у воспитуемых формируется православное мировоззрение, укореняется православной образ жизни.

2.4. Программа  — документ, который регламентирует структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.

III. Основные идеи Концепции.

3.1. Осуществление через воскресную школу для детей и взрослых религиозного образования как одной из форм распространения Православного мировоззрения;

3.2. Понимание места воскресной школы как фундамента образовательного православного пространства, через которую укрепляются семьи; укрепляются внутриприходские связи;

3.3. Использование в просветительско-воспитательном процессе воскресной школы подходов из отечественной тысячелетней христианской истории, наследия святоотеческого предания, духовных традиций семьи и общины, которые являются неисчерпаемым источником опыта известных исторических личностей, отображенным в жизненных описаниях и биографиях носителей высоких христианских добродетелей, традиционной культуры и архетипов бытия

3.4. Использование в учебно-воспитательном процессе воскресной школы примеров из истории города, деревни как эпизодов из истории Церкви, а также изучение истории родного храма;

3.5. Преподавание двух основных блоков: а) базовой вероучительной дисциплины как стержня просветительско-воспитательного процесса, нацеленной на усвоение начальных знаний по православному вероучению, богослужению и церковной истории, а также приобретение навыков христианского благочестия и б) комплекса личностно- и социально ориентированных занятий, нацеленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина.

IV. Принципы духовного воспитания личности в воскресной школе

4.1. Принцип Христоцентричности. Основой и содержанием системы духовно воспитания является Откровение, воспитательным идеалом — Личность Спасителя;

4.2. Принцип Любви как универсальная заповедь Спасителя, имеющая два взаимосвязанных вектора — любви к Богу и любви к ближнему;

4.3. Принцип уважения к личности как к Образу Божию в человеке и вообще к сакральному значению христианской культуры;

4.5. Принцип икононического восприятия мира и места в нем человека как храма Божия;

4.6. Принцип воспитательной роли житийной литературы, которая традиционно служила духовным примером для обоснования нравственных поступков:

4.7. Принцип проживания воспитанниками литургического года и православных праздников как личного опыта;

4.8. Принцип индивидуального подхода к каждой личности. Базируется на идее необходимости учета неповторимости каждой личности как образа Божьего.

V. Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресной школе

5.1. Виды деятельности в воскресной школе.

Для достижения своих целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

—  проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

—  проведение дополнительных личностно и социальноориентованих занятий, направленных на воспитание активной и многосторонней личности христианина;

—  организацию и проведение выставок, выпуска стенгазет и др.

5.2. Дополнительные формы деятельности воскресной школы:

Школа может осуществлять

—  культурно-просветительскую,

—  концертную,

—  паломническую деятельность.

VI. Заключение

Задача воскресной школы состоит не в том, чтобы сообщить определенный набор религиозно-нравственных правил, а в том, чтобы сформировать «православное сознание», т. е. сознание приоритетного решения нравственных проблем, а также твердое убеждение в том, что православная воцерковленная личность несет ответственность перед родными, окружающей действительностью, а главное, перед собственной совестью и Богом.

ПРОГРАММА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы составлена на основании нормативных документов:

—  «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года, журнал № 16;

—  Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 28 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;

—  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями)

Цель учебно-воспитательной деятельности — систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресной школе при

приходе храма иконы Божией Матери «Знамение», повысить качество религиозного

образования и воспитания.

Задачи учебно-воспитательной деятельности:

—  организация системного изучения православной веры, религии и культуры;

— воцерковление, привитие навыков христианского благочестия;

— формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего

поколения;

— формирование таких добродетелей, как послушание, терпение, целомудрие,

смирение и др.;

— воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу,

миру и социуму;

— изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических

традиций;

— формирование уважительного отношения к представителям другой культуры,

национальности, религии;

— воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;

— воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига

святых;

— формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного

достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

— раскрытие понятия свободы как неподвластности греху, в соотношении

понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции

Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);

— повышение педагогической компетентности родителей (законных

представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной

традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и

педагогов в процессе воспитания детей.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Программа учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе - нормативный документ, включающий в себя требования к объему и содержанию процесса обучения религии и религиозного воспитания детей в рамках воскресной школы.

1.2. Содержание обучения религии и религиозного воспитания в воскресной школе для детей — комплекс базовых вероучительных знаний и опыт веры, передача которых направлена на приобщение воспитанников к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви, приобретение личного духовного опыта и на воспитание активной и многогранной личности православного христианина.

1.3. Цель Программы - систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви.

1.4. Программа реализуется при наличии следующих условий:

—  единства Церкви и семьи в религиозном воспитании детей;

—  создания в воскресной школе условий/атмосферы, способствующей воспитанию христианского благочестия, нравственного поведения, навыков противоборства злу;

—  наличия добровольного и искреннего желания детей к принятию Божественной Истины, усвоения духовного опыта;

—  соответствия содержания и методов обучения религии и религиозного воспитания возрастными другим личным особенностям детей.

1.5. Программа ориентирована на становление личностных характеристик воспитанника:

—  осознающего себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви;

—  устремленного к приобретению личного

духовного опыта с целью уподобления Богу;

—  творческого, мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир;

—  осознающего себя личностью социально активной, уважающей закон, выполняющей свои обязанности перед семьей и обществом;

—  любящего свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и традиции, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.

1.6. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе для детей различается для детей четырех возрастных категорий:
а) первая (в возрасте 5−7 лет);
б) вторая (в возрасте 8−10 лет);
в) третья (в возрасте 11−13 лет);
г) четвертая (в возрасте 14−17 лет — подростки).

1.7. Обучение религии и религиозное воспитание детей 5−7 лет направлено на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре, первичного духовного опыта, первичных навыков взаимодействия в рамках приходской общины.

1.8. Обучение религии и религиозное воспитание детей 8−10 лет направлено на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия, духовного опыта, взаимодействия в рамках приходской общины.

1.9. Обучение религии и религиозное воспитание детей 11−13 лет направлено на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в повседневной жизни, осознанно участвовать в таинствах и богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе и иной приходской.

1.10. Конкретный порядок организации деятельности воскресной школы в соответствии с настоящей Программой устанавливается и изменяется по решению настоятеля прихода (в котором действует воскресная школа.

2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

Занятия рассчитаны на 1 час в неделю; 34 часа в год

2.1.Объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

для детей 5−7 лет:
Введение в Закон Божий - 34 часа;

для детей 8−10 лет:

—  Ветхий Завет - 6 часов;

—  Новый Завет - 12 часов;

—  Богослужение и устройство православного храма" - 6 часов;

—  Основы Закона Божия - 34 часа (второй год обучения);

для детей 11−13 лет:

—  Священное Писание: Ветхий Завет - 6 часов;

—  Священное Писание: Новый Завет - 12 часов;

—  Основы православного вероучения - 6 часов;

—  Православное богослужение - 6 часов.

2.2. Дополнительные дисциплины.

—  Английский язык — 34 часа;

—  Декоративно -прикладное искусство — 12 часов;

—  Живопись и рисунок — 12 часов;

—  В мире языкознания — 28 часов;

—  Хоровое пение — 28 часов.

2.3. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе организуется с применением сетки расписания, подготовленной в соответствии с возможностями воскресной школы с учетом норм для каждой возрастной категории.

2.4. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе должно осуществляться в формах, направленных на приобщение и развитие интереса к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся прежде всего в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках.

2.5. Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания носят практико-ориентированный характер (в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).

2.6. Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе должно служить содействию в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей.

2.7. При организации процесса обучения религии и религиозного воспитания является важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников в таких формах, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и др.

2.8. Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5−6 и 7−11 лет).

2.9. Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, на нивелирование ценности жизни и грубого игнорирование проблем биоэтики.

3. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИМЕРНЫЕ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

3.1. ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5−7 ЛЕТ

В данном возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, радости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ (В ТРЕХ ЧАСТЯХ)

(34 часа)

Усвоение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих задач:

—  заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;

—  пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;

—  воспитать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;

—  развивать творческие способности, направить их на умственное и эстетическое развитие ребенка;

—  помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;

—  развивать нравственные чувства, дать представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Введение в Закон Божий.

Бог — Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы Хранители. Библия — Священная книга. Евангелие — книга о земной жизни Сына Божия — Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.

Молитвы. Понятие о молитве. «Царю Небесный», «Отче наш», «Достойно есть», Ангелу Хранителю (можно в сокращении), тропарь Пасхи.

Часть 2. Священная библейская история.

Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).
Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).

Часть 3. Богослужение и таинства.

Храм — дом Божий. Устройство храма (кратко). Благословение священника.

По итогам усвоения «Введения в Закон Божий» воспитанник должен обладать определенными знаниями и умениями:

—  понимание, что Бог ─ Творец мира;

—  знание о молитве: что такое молитва, почему она необходима, где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;

—  представление о Церкви Христовой как доме Божием;

—  представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);

—  знание заповедей Божиих (обзорно);

—  знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;

—  умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;

—  умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;

—  иметь представление о праздниках Рождества Христова и Светлого Воскресения Христова (Пасхи);

—  умение петь простые песнопения;

—  умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

-

3.2. ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕДЕТЕЙ 8−10 ЛЕТ

Усвоение обязательных вероучительных дисциплин детьми в возрасте 8−10 лет направлено на достижение следующих задач:

—  заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

—  дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

—  помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в таинствах и богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

—  воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру как творению Божию;

—  формировать ценностные жизненные ориентиры;

—  научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

(6 часов)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея

и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев через Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

(12 часов)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.

ОСНОВЫ ЗАКОНА БОЖИЯ

(34 часа)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Что такое Закон Божий? Заповеди. При каких обстоятельствах Бог дал человеку Заповеди? Зачем Бог дает человеку Заповеди? Заповеди Божии как проявление любви Бога к человеку. Что такое грех? «Какая большая заповедь в законе?»
Десять Заповедей в Ветхом Завете:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота — Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди Божии в Новом Завете. Нагорная проповедь: «вы — соль земли», «вы — свет мира», запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление, указание на то, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, и о недопустимости вражды, указание на необходимость чистоты не только телесной, но и в мыслях, указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху, «…да будет слово ваше: да, да; нет, нет», «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного», «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас», «…когда молишься, не будь, как лицемеры», «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», молитва «Отче наш», «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», «Не собирайте себе сокровищ на земле…», «…если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло», «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…», «…вынь прежде бревно из твоего глаза», «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

БОГОСЛУЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

(34 часа)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Что такое богослужение и какова его цель? Каким бывает богослужение, где и кем совершается? Храм ─ это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и великие праздники. Литургия — центральное богослужение. Понятия о таинствах Покаяния и Причащения.

Цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание, благоговение). Молитвы:"Отче наш", молитвы до и после трапезы перед и после учения. Достойно есть. Богородице Дево, радуйся. Молитва за живых. Молитва об усопших. Основные песнопения Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона).

По итогам усвоения обязательных вероучительных дисциплин воспитанники 8−10 лет должны обладать определенными знаниями и умениями:

—  знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос, Сын Божий — Спаситель мира;

—  знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона);

—  представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

—  понимание Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

—  знание названий двунадесятых и великих праздников;

—  знание о таинствах Покаяния и Евхаристии;

—  знание десяти заповедей Божиих,

заповедей Блаженств;

—  умение петь тропари двунадесятых праздников (по возможности), тропарь Пасхи.

—  осознанное участие в таинствах Покаяния и Причащения.

3.3. ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 11−13 ЛЕТ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

—  СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

—  СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: НОВЫЙ ЗАВЕТ. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов направлено на достижение следующих задач:

—  формирование целостной христианской картины мира;

—  осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;

—  освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;

—  овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

—  формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;

—  применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

—  воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

(28 часов)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.

История Шестоднева. Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены. Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40-летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение. Пророки Иезекииль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: НОВЫЙ ЗАВЕТ. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

(34 часа)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение Апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Книга Деяний святых апостолов. Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской общины. Жизнь и служение ап. Петра. Послания апостола Петра. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла — их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский Собор. Послания апостола Павла.

По итогам усвоения Священного Писания Ветхого и Нового Заветов воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

—  иметь представление о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;

—  иметь представление об основных событиях библейской истории Ветхого и Нового Заветов, основных прообразов ветхозаветной истории;

—  знание десяти заповедей Божиих;

—  знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;

—  умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;

—  умение пересказать последовательность и содержание основных этапов ветхозаветной истории

и объяснить их смысл;

—  умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

(6 часов)

Изучение «Основ православного вероучения» направлено на достижение следующих задач:

—  формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;

—  освоение знаний, касающихся православного вероучения;

—  формирование навыков добродетельной жизни;

—  формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

—  применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;

—  воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основы православного вероучения. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении и Промысле Божием о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении Сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о Суде Божием и бесконечном Царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Святость Церкви и нахождение в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения — смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к таинству. Таинство Священства. Понятие о таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.

По итогам усвоения «Основ православного вероучения» воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

—  знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;

—  знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;

—  знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;

—  знание смысла и значения таинств Церкви в жизни человека;

—  представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;

—  умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;

—  умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;

—  умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

(6 часов)

Изучение «Православного богослужения» направлено на достижение задач:

—  осознанное участие в богослужении;

—  формирование навыка подготовки к таинствам Покаяния, Евхаристии.

—  формирование навыка домашнего (келейного) молитвенного правила.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Повторение: что такое богослужение и какова его цель?

Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба занятий. Божественная литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство, Брак.

Повторение: цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание («Душа молитвы — внимание»), благоговение); «Истинная молитва есть голос истинного покаяния».

Молитвы: Трисвятое по Отче наш; Символ веры; молитвы перед Святым Причащением; Спаси, Господи, люди Твоя…; молитвы до и после трапезы, перед и после учения; Достойно есть; Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона); покаянный псалом Давида, 50; молитва святого Симеона Богоприимца. Утренние и вечерние молитвы. Молитва за живых. Молитва об усопших.

По итогам усвоения «Православного богослужения» воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

—  знание последовательности и смысла Божественной литургии;

—  понимание значения церковных таинств в жизни христианина;

—  сформированный навык домашнего (келейного) молитвенного правила.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

Программа содержания обучения религии и религиозного воспитания детей воскресной школы включает в себя:

4.1. программу и концепцию религиозного воспитания детей, в которых должно быть отражено единство воскресной школы, семьи и приходской общины с целью:
а) создания и поддержания православной среды, способствующей достижению поставленных целей и задач, соответствующих настоящему Стандарту и другим нормативным актам Церкви, регламентирующих деятельность воскресных школ;
б) выстраивания системы воспитательных мероприятий, направленных на приобщение и развитие интереса к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви (выражающейся прежде всего в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках);
в) содействия в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь, приходскую общину, раскрытие перед ними горизонтов возможных форм служения в Церкви и приобщение к ним детей в доступном им виде (в том числе через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе);
г) использования возможностей досуговой деятельности воспитанников через такие формы, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и др.

4.2. сетку расписания воскресной школы;

4.3. план занятий с детьми по примерному содержанию дисциплин;

4.4. график встреч с духовником воскресной школы детей и родителей;

4.5. информационное и материально-техническое обеспечение наставления в православной вере;

4.6. литература для воспитанников и родителей.

5. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

5.1. Директор воскресной школы (лицо, осуществляющее руководство воскресной школой) по благословению настоятеля религиозной организации, совместно с педагогами (лицами, осуществляющими обучение религии и религиозное воспитание) разрабатывает программу обучения религии и религиозного воспитания, которая утверждается руководителем (настоятелем) религиозной организации и согласовывается с епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.

5.2. Контроль за выполнением настоящей Программы возлагается на настоятеля прихода.

Ветхий Завет. Программа

Пояснительная записка

(Начальная ступень воскресной школы. (9−11 лет))

Курс ветхозаветной библейской истории курс рассчитан на детей 9−11 лет. Целью курса является изложение православной концепции появления мира, назначения человека, вытекающего из замысла Творца, искажения этого назначения в самом начале существования Вселенной, истории ветхозаветного человечества как истории ожидания Спасителя.

Нам кажется уместным поставить курс «Ветхого Завета» именно в этом возрасте. Дети уже не настолько малы, чтобы непривычные еврейские имена и названия вызывали трудности, и в то же время они находятся еще на стадии установления элементарных взаимоотношений с одноклассниками. Как первобытное человечество необходимо было научить простейшим правилам взаимоотношений посредством 10 Заповедей, так и ребенку вначале необходимо показать, «что такое хорошо и что такое плохо», обозначив элементарные нормы поведения — «не убий, не укради», но задать при этом перспективу роста до христианской нравственности — «любите врагов ваших» (Мф 5:44).

Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников, безусловно, являются ориентиром для младшего школьника. Кротость Авеля, доверие Богу Ноя, вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим, сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом, мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова, любовь Моисея к своему народу, храбрость Иисуса Навина, сила Самсона, заключающаяся в его завете с Богом, покаяние Давида и воспевание им величия Творца, мудрость Соломона, строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками — все это является прекрасным педагогическим материалом.

Эти образы конечно еще далеки до идеала, явленного нам в Новом Завете, но преподавая этот курс, мы памятуем о том, что, по слову апостола «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3:24) и, погружаясь на уроках в историю ветхозаветного человечества, вместе с ним движемся к Тому, кто был главным предметом его чаяний.

Учебно-тематический план

Урок 1. Введение в библейскую историю. Бог есть любовь.
Урок 2. Сотворение мира невидимого — ангельского.
Урок 3. Сотворение мира видимого. Сотворение человека. Жизнь первых людей в раю.
Урок 4. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. Каин и Авель.
Урок 5. Потоп. Ноев ковчег. Столпотворение Вавилонское. Появление идолопоклонства.
Урок 6. Авраам. Гибель Содома и Гоморры.
Урок 7. Авраам и Исаак.
Урок 8. Исав и Иаков. Видение Иаковом таинственной лестницы.
Урок 9. 12 сыновей Иакова. Иосиф. Продажа Иосифа в Египет.
Урок 10. Многострадальный Иов.
Урок 11. Моисей. Рождение и призвание. Видение Неопалимой купины.
Урок 12. 10 казней Египетских. Исход евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха.
Урок 13. Переход евреев через Чермное море. Чудеса при переходе из Египта в землю обетованную.
Урок 14. Синайское законодательство.
Урок 15. Заповеди любви к Богу
Урок 16. Заповеди любви к ближнему
Урок 17. Устройство скинии
Урок 18. 40-летнее странствование евреев по пустыни. Медный змий.
Урок 19. Вступление в землю обетованную. Разделение между 12 коленами
Урок 20. Судьи. Самсон. Пророк Самуил и царь Саул.
Урок 21. Царь Давид. Победа над Голиафом.
Урок 22. Царь Давид — псалмопевец.
Урок 23. Царь Соломон.
Урок 24. Разделение Еврейского Царства. Пророки. Пророк Исаия. Пророк Илия. Пророк Иона.
Урок 25. Вавилонский плен. Три отрока — в печи вавилонской.
Урок 26. Пророк Даниил. Даниил во рве львином

Храмоведение.

(Начальная ступень воскресной школы. (7−8 лет))

Пояснительная записка.

Курс рассчитан на семилетних детей, как правило, только начавших свое обучение в общеобразовательной школе. На первых уроках мы призываем детей оценить красоту окружающего мира, чтобы понять, что такое гармоничное мироздание не могло возникнуть случайным образом, но появилось по воле Существа еще более Совершенного и Прекрасного, каковым является Бог. Говоря о венце творения, побуждаем ребенка задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной цели его жизни.

Разбирая свойства Божии, даем простейшие примеры троичности в природе, пытаясь на доступном для малышей языке дать понятие о Боге-Троице. Обучая детей правильно налагать крестное знамение, объясняем, что таким образом мы исповедуем веру в победу Сына Божия над грехом и смертью, которую Он одержал через Крест. Получение знаний о Боге в православном понимании невозможно без общения с Богом. Этому общению мы учим детей, давая им первые молитвы Пресвятой Троице, Богородице, Ангелу-хранителю, святым. Для детей из невоцерковленных семей это особенно важно, т.к. возможно, что это будут первые молитвы, которые помогут их семье приблизиться к церковной жизни. Обучая ребенка молитве за своих родных, живущих и уже почивших, мы решаем две задачи: учим помнить о своих близких, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, и даем понятие о Церкви земной и Небесной, как о Едином Теле. Рассказ о таинствах в этом классе мы ограничиваем их перечислением, предлагаем раскрасить картинки с таинствами и выполнить несложное задание — отгадать, для какого таинства предназначен тот или иной богослужебный предмет (купель, Крест и Евангелие, чаша, венцы, елей и кисточка для помазания). Предметы помещаем в последовательности, предполагающей логическое следование таинств друг за другом.

Девять уроков отведено подробному знакомству с устройством православного храма. Знакомя детей с богатой символикой храма, обращаем внимание на правила поведения в Доме Божьем Разбирая устройство иконостаса, мы выделяем в этом классе 2 темы: Праздничный ряд и Царские врата. Урок, посвященный Праздничному ряду иконостаса, превращается в очень краткий курс новозаветной истории, за один урок мы прослеживаем всю цепочку новозаветных событий от Рождества Богородицы до Ее Успения. Дети раскрашивают небольшие стилизованные изображения двунадесятых праздников. Поэтому мы назвали этот урок «Праздничный ряд иконостаса — священная история в красках».

Урок, посвященный Царским вратам, мы соединяем со знакомством детей с Библией. Разбирая символы евангелистов, изображенные на Царских вратах, подводим детей к теме «Евангелие. Священное Писание». Выход священника с Евангелием из Царских врата означает, что Сам Христос — Бог и Царь Вселенной проходит через эти двери. Кроме того, на Царских вратах изображается праздник Благовещения — день, когда Архангел сообщил Деве Марии, что у Нее родится Сын Божий — а это и есть та благая весть, которую записали евангелисты. Таким образом, проводим параллель между понятиями «Благая весть — Евангелие — Царские врата»: открываются Царские врата — и мы встречаемся с Господом, открываем Евангелие и тоже встречаемся с Господом. Этот урок мы проводим накануне Благовещения.

На уроке, приходящемся на начало Великого поста, рассказываем детям о том, каким задуман был человек Творцом, как человек нарушил этот замысел своим непослушанием и отпал от Бога, как любящий Бог пообещал вернуть человеку эту связь и как выполнил обещание, придя к людям, и как люди, не смотря на предупреждения пророков, не узнали своего Спасителя и предали Его страшной казни на Кресте, но Спаситель воскрес, восстановив этим союз с людьми. Вспоминая коротко все эти события, объясняем детям, что смысл Великого поста — это подготовка к главному празднику — Пасхе, и как нужно проводить пост.

Ко дню Торжества Православия нами приурочена тема «Почему мы почитаем иконы», которая включает рассказ о первой нерукотворной иконе Спасителя, о первом иконописце — апостоле Луке, о том, кто кроме Иисуса Христа изображается на иконах.

Крестопоклонная неделя дает нам повод поговорить о разных формах Креста, не забывая конечно о том, что Крест для нас — это напоминание о страданиях Господних, и что значит «нести свой крест». В связи с тем, что, как правило, учебный год заканчивается до праздников Вознесения и Пятидесятницы, рассказы об этих событиях мы объединяем в один урок, названный нами «От Пасхи до Троицы».

Завершаем курс изготовлением поделок к дню жен-мироносиц, призывая детей поздравить с этим праздником своих мам и бабушек.

Учебно-тематический план

Урок 1. Знакомство. Твое святое имя. Именины.
Урок 2. О мире. Мир- творение Божие. О Боге-Творце.
Урок 3. Свойства Божии.
Урок 4. Крестное знамение. Благословение священника.
Урок 5. О молитве. Виды молитвы.
Урок 6. Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое.
Урок 7. Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный.
Урок 8. Об ангелах. Молитва Ангелу-хранителю. Поделка «Ангел».
Урок 9. Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших
Урок 10. Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть
Урок 11. Церковные таинства.
Урок 12. О храме. О храмовом благочестии.
Урок 13. Устройство храма. Формы храмов.
Урок 14. Устройство храма. Форма и количество куполов.
Урок 15. Устройство храма. Части храма. Притвор, храм, алтарь, колокольня
Урок 16. Устройство храма. Алтарь.
Урок 17. Устройство храма. Престол.
Урок 18. Устройство храма. Жертвенник.
Урок 19. Иконостас. Праздничный ряд иконостаса — Священная история в красках
Урок 20. О Великом посте. О распятии и Воскресении Иисуса Христа.
Урок 21. Торжество православия. Почему мы почитаем иконы.
Урок 22. Крест любой формы — истинный Крест. Крестопоклонная неделя.
Урок 23. Иконостас. Царские врата — Благая весть
Урок 24. От Пасхи до Троицы.
Урок 25. Пасхальная открытка. Готовим подарок на Пасху.
Урок 26. День жен-мироносиц. Поделка ко Дню жен-мироносиц.

Учебный год в воскресной школе начинается в октябре и заканчивается в мае. Занятия проводятся во воскресным дням, после Причастия.

Количество часов в год в среднем — 32.
Обучение ведется на двух ступенях: дошкольной (дети в возрасте 4—5 лет) и начальной (дети в возрасте 6—11 лет).

Программа учебно-воспитательной деятельности по основным предметам.

Программа учебно-воспитательной деятельности предполагает занятия с детьми на предметам «Закон Божий», «Церковное пение», «Творческая мастерская». Уроки нашей воскресной школы открыты и для родителей. Они могут присутствовать на занятиях, задавать вопросы. Во время проведения занятий активно используются аудио- и видеотехника для прослушивания и просмотра духовно-познавательного материала. Это позволяет сделать уроки более интересными и занимательными. Наша работа не сводится только к теоретическим занятиям. Каждый год наши воспитанники делятся Рождественской и Пасхальной радостью, организовывая праздничные концерты и выставки творческих работ для прихожан храма.

Закон Божий

Основным предметом, определенным для преподавания в воскресной школе является Закон Божий. С детьми дошкольной и начальной ступеней в доступной для них форме ведутся беседы о Святой Библейской истории, Ветхом и Новом Заветах, разъясняется устройство Православной Церкви, преподаются основы христианской нравственности. На примерах из жизни, опираясь на жития Святых детям преподносятся основные понятия нравственности. Вместе с учителем они пытаются отвечать на вопросы: что такое Вера? Надежда? Любовь? Занятия ведутся в форме беседы, игры, с использованием детской литературы, иллюстраций, мультимедийных форм, презентаций.

Церковное пение

Помимо главного предмета, Закона Божия, в нашей воскресной школе детей знакомят с церковным пением, которое играет немаловажную духовно-просветительскую роль. Предполагается, что наш детский хор в дальнейшем будет принимать участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно-певческого материала или отдельных его частей. Кроме того, в течение года организуются концерты, посвященные церковным праздникам – Рождеству Христову и Пасхе.

Творческая мастерская

Главная цель нашей творческой мастерской — воспитание детей в православных традициях. Преподавание в мастерской строится на развитии творческих способностей ребенка. Дети занимаются рисованием, лепкой, работают в технике аппликации. Во время занятий вниманию детей предлагаются фильмы, мультимедийные презентации, посвященные теме православия в творчестве различных художников.
Паломнические поездки
Паломничество – одна из форм образования и воспитания учащихся, взрослых и детей. В школе отдается предпочтение совместному посещению святынь Беларуси детьми и родителями.

Воскресная школа расположена по адресу:

г. Минск, ул. 1-я Поселковая, д.47.