«ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ И ПРАВДЫ ЕГО…»

image-0В сегодняшнем Евангельском чтении (из главы 6 Ев. от Матфея) Господь говорит нам не только о том, о чем НЕ надо заботиться («не заботьтесь о том, что есть и пить или во что одеться»), но и о том, что СЛЕДУЕТ искать: «ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ Царства Божия и правды Его…»

Царство Божие мы склонны отодвигать в необозримое будущее. Мы ждем этого или в загробнойжизни, или после Второго пришествия… то есть для нас это как бы НЕ реально. Но на самомделе Царство Божие — самая настоящая РЕАЛЬНОСТЬ.

С проповеди о Царстве начинается Евангелие: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Далее, мы знаем, что оно не наступит «приметным образом». Никогда нельзя будет сказать: вот там — царство Божие, идите туда и будете счастливы. Напротив, оно — уже здесь и сейчас. «Царство Божие — среди вас, или внутри вас». Об этом же — и притчи о Царстве. Например, о горчичном зерне или о закваске. Чтобы выросло растение из семени или взошло тесто, нужно время. Так и Царство Божие: оно в полноте будет явлено после Второго пришествия Христа, но уже сейчас мы можем в него войти и начать жить жизнью этого Царства.

Что это за жизнь? Это «праведность и мир, и радость во Святом Духе». Праведность — следование за Христом и исполнение Его заповедей. Любить Бога и ближнего. Мир — о нем сегодня в апостольском чтении из послания к Римлянам: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом». Шалом. Это больше чем отсутствие вражды. Это гармония Богом, мир внутри нашего сердца, как результат праведности. Это радость во Святом Духе, которую «никто не отнимет у вас». Начало ложной религии — неумение радоваться, вернее, отказ от радости, как говорил о.Александр Шмеман.

С радости начинается Евангелие и ею заканчивается. Но эта радость — не потребительское «утоление потребностей». Радость не оттого, что все ОК, процветание и благополучие. На этом пути нас могут ждать и скорби. И что поразительно, сегодня в послании к Римлянам читаем: «…ХВАЛИМСЯ и СКОРБЯМИ… потому что скорби рождают терпение, терпение — опытность, опытность — надежду, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Господом Иисусом Христом». Апостолы знали скорби, но не просили избавить от них. Апостол не говорит: «Господи, избавь нас от этих скорбей», но: «хвалимся скорбями». Через это приобретаем жизненный опыт, учимся терпению и любви к другим.

Предвкушение Царства — Евхаристия. «Хорошо нам здесь быть», — говорили апостолы Иисусу на горе Преображения. И нам хорошо быть в храме, где участвуем в Его трапезе. Как Отец зовет сыновей на обед, и вряд ли они откажутся, так и мы должны откликаться на Его призыв. Или как овцы, слушающие голос своего Пастыря. «Зовет их по имени, и они идут за Ним…» Так и мы слышим: «Примите, ядите… Пийте от нея ВСИ». Вси, а не только постившиеся, вычитавшие три канона, бывшие на вечерне и т.п. Вси, призванные быть народом Божиим через Крещение и дар Святого Духа в Миропомазании­ нашей личной Пятидесятнице.

Мы живем в пространстве между Пятидесятницей и Вторым пришествием. Всё это —»последнее время». Бог сделал для нас все, и теперь — время действовать нам. Бог ждет от нас ответа и действия. Праздники недель после Пятидесятницы — сначала Всех святых, затем всех святых в землях Руси просиявших, затем более узкие круги святых, как сегодня — Беларусские, Петербургские, Одесские, Галицкие, Новогородские, Британские и Ирландские — показывают, что святость — наше общее призвание. Свят не тот, кто безгрешен, но кто устремляется к Богу. Кто ищет прежде всего Царства Божия и правды Его.

Среди канонизированных святых есть те, чей подвиг мы не повторим. Но есть и те, жизнь которых вряд ли во всем будет для нас примером для подражания. Но их канонизировали потому, что общее устремление их жизни было — к Богу, к Его Царству. Можно ошибаться, но идти за Христом, главное — не грешить сознательно (самое страшное, когда понимаешь, что это грех, но все равно его делаешь). И если общий вектор жизни — к Богу, то мы на нужном пути.