О Слепом
Глашатай Нового Завета
Всем известно понятие Новый Завет в религиозном или «книжном» аспектах (как вторая часть Библии). Многие догадываются, что начало Нового Союза (таково основное значение еврейского слова берит) совпадает с началом календарной Новой эры. Но многие ли знают имя человека, впервые о нем заговорившего? Его звали Иеремия («Возвышенный Богом»). Он жил в Иерусалиме, а умер в Египте в начале VI в. до н. э. Достаточно подробные сведения о нем содержит библейская Книга пророка Иеремии.
Иеремия, имя которого значится в календаре мелким шрифтом, принадлежит к плеяде Великих Учителей человечества. Библейские пророки, греческие философы и трагики, Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Заратустра, выступив независимо друг от друга, определили уникальный исторический период — т. н. «Осевое время» (VIII-IV вв. до н. э.). Протекавший тогда духовный процесс привел к появлению подлинного человека — человека такого типа, каким он пребывает и по сей день. «В Осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью» (Карл Ясперс). Именно Иеремия, за шесть веков до Рождества Христова (!), провозгласил окончательное крушение старых (ветхих) национально-политических иллюзий, погубивших древний Израиль, и заключение Нового союза-завета между Богом и людьми на исключительно духовных началах (Иер.31:31 сл.).
Повествование евангелиста Иоанна (Ин.9:1−38), читаемое за воскресной Литургией, сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. Это знаменательное событие, которому Церковь совершенно не случайно посвящает последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи (и праздником Вознесения), содержит целый ряд глубоко символических и назидательных реалий.
Иисус Христос, сказавший о Себе, что Он — «Свет миру», дарует возможность видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою разумеющееся. Этот исключительный случай, требовать повторения которого мы не в праве, стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному прозрению — прозрению духовному. Умывшись в источнике Силоам (что в переводе значит «Посланный»!), он не только обрел зрение, но и уверовал в посланничество в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа, гордившиеся своей начитанностью в Священном Писании, остались духовно слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.
Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что может открыться вдруг перед тобою и с беспощадностью высветлить мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать, — Вечность и Свобода бесконечно страшны для человека! Пусть все идет привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.
Пройдет несколько дней, и богослужебное чтение праздника Вознесения Господня вновь напомнит нам о невероятных, порою будто бы необъяснимых, трудностях, которыми сопровождалось духовное прозрение даже апостолов из числа Двенадцати, ближайших учеников Христовых. Разумеется, исторически их страх и ошибки вполне объяснимы, но может ли это теперь, в начале уже третьего тысячелетия Христианской эры, служить оправданием нашей умственной слепоты и нравственной косности?
В среду шестой седмицы, накануне праздника Вознесения Господня, совершается Отдание Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения, и выходит из храма пасхальный крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении бесконечно долгого — и одновременно столь краткого — года, ждущего нас впереди.
Прозревший слепой и слепые зрячие
Богослужебной темой шестой недели Пасхального цикла является евангельский рассказ об исцелении, совершенном Иисусом Христом незадолго до окончания Своего общественного служения, в декабре 29 года. Это произошло в Иерусалиме, на празднике Обновления Храма («Ханукка»), установленном в честь освобождения в 164 г. до н. э. еврейским военачальником Иудой Маккавеем Святого Города и возобновления богослужений в Иерусалимском Храме. Тремя годами ранее (167 до н. э.) он был разграблен и осквернен сирийским царем Антиохом IV Епифаном, превратившим его в храм Зевса Олимпийского.
Христианство с момента возникновения жило верой в то, что ожидания Иеремии осуществились. Старое, временное, «соглашение», заключенное между Богом и человеком через посредство одного народа, сменилось новым и вечным союзом-заветом со всеми людьми. Он заключен через воплощение, распятие и воскресение Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим. Христос Сам указал границу между этими двумя уровнями бытия: «Это — кровь Моя нового союза (завета)». Поэтому мировая история и делится на два периода: эру до и эру после Рождества Христова, или эру ветхого (старого) и эру нового завета.