Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

О Слепом

О слепом

Гла­ша­тай Но­во­го За­ве­та

Всем из­вест­но по­ня­тие Но­вый За­вет в ре­ли­ги­оз­ном или «книж­ном» ас­пек­тах (как вто­рая часть Биб­лии). Мно­гие до­га­ды­ва­ют­ся, что на­ча­ло Но­во­го Со­ю­за (та­ко­во ос­нов­ное зна­че­ние ев­рей­ско­го сло­ва берит) сов­па­да­ет с на­ча­лом ка­лен­дар­ной Но­вой эры. Но мно­гие ли зна­ют имя че­ло­ве­ка, впер­вые о нем за­го­во­рив­ше­го? Его зва­ли Иере­мия («Воз­вы­шен­ный Бо­гом»). Он жил в Иеру­са­ли­ме, а умер в Егип­те в на­ча­ле VI в. до н. э. До­ста­точ­но по­дроб­ные све­де­ния о нем со­дер­жит биб­лей­ская Кни­га про­ро­ка Иере­мии.

Иере­мия, имя ко­то­ро­го зна­чит­ся в ка­лен­да­ре мел­ким шриф­том, при­над­ле­жит к пле­я­де Ве­ли­ких Учи­те­лей че­ло­ве­че­ства. Биб­лей­ские про­ро­ки, гре­че­ские фило­со­фы и тра­ги­ки, Кон­фу­ций, Лао-Цзы, Буд­да, За­ра­ту­ст­ра, вы­сту­пив неза­ви­си­мо друг от дру­га, опре­де­ли­ли уни­каль­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од — т. н. «Осе­вое вре­мя» (VIII-IV вв. до н. э.). Про­те­кав­ший то­гда ду­хов­ный про­цесс при­вел к по­яв­ле­нию под­лин­но­го че­ло­ве­ка — че­ло­ве­ка та­ко­го ти­па, ка­ким он пре­бы­ва­ет и по сей день. «В Осе­вое вре­мя про­изо­шло от­кры­тие то­го, что поз­же ста­ло на­зы­вать­ся ра­зу­мом и лич­но­стью» (Карл Яс­перс). Имен­но Иере­мия, за шесть ве­ков до Рож­де­ства Хри­сто­ва (!), про­воз­гла­сил окон­ча­тель­ное кру­ше­ние ста­рых (вет­хих) на­цио­наль­но-по­ли­ти­че­ских ил­лю­зий, по­гу­бив­ших древ­ний Из­ра­иль, и за­клю­че­ние Но­во­го со­ю­за-за­ве­та меж­ду Бо­гом и людь­ми на ис­клю­чи­тель­но ду­хов­ных на­ча­лах (Иер.31:31 сл.).

По­вест­во­ва­ние еван­ге­ли­ста Иоан­на (Ин.9:1−38), чи­та­е­мое за вос­крес­ной Ли­тур­ги­ей, срав­ни­ва­ет ис­це­ле­ние сле­по­рож­ден­но­го с ду­хов­ным про­зре­ни­ем че­ло­ве­ка. Это зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие, ко­то­ро­му Цер­ковь со­вер­шен­но не слу­чай­но по­свя­ща­ет по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред от­да­ни­ем празд­ни­ка Пас­хи (и празд­ни­ком Воз­не­се­ния), со­дер­жит це­лый ряд глу­бо­ко сим­во­ли­че­ских и на­зи­да­тель­ных ре­а­лий.

о слепом 2

Иисус Хри­стос, ска­зав­ший о Се­бе, что Он — «Свет ми­ру», да­ру­ет воз­мож­ность ви­деть ма­те­ри­аль­ный свет и мир во­круг се­бя че­ло­ве­ку, ли­шен­но­му это­го ве­ли­ко­го бла­га, ко­то­рое мы, зря­чие, вос­при­ни­ма­ем как нечто са­мо со­бою ра­зу­ме­ю­ще­е­ся. Этот ис­клю­чи­тель­ный слу­чай, тре­бо­вать по­вто­ре­ния ко­то­ро­го мы не в пра­ве, стал для ис­це­лен­но­го сту­пе­нью к неиз­ме­ри­мо бо­лее важ­но­му про­зре­нию — про­зре­нию ду­хов­но­му. Умыв­шись в ис­точ­ни­ке Си­ло­ам (что в пе­ре­во­де зна­чит «По­слан­ный»!), он не толь­ко об­рел зре­ние, но и уве­ро­вал в по­слан­ни­че­ство в мир Сы­на Бо­жия, а книж­ни­ки и учи­те­ля на­ро­да, гор­див­ши­е­ся сво­ей на­чи­тан­но­стью в Свя­щен­ном Пи­са­нии, оста­лись ду­хов­но сле­пы, хо­тя и бы­ли зря­чи всю жизнь.

Ду­хов­ное про­зре­ние невы­но­си­мо труд­но: здесь и необ­хо­ди­мость от­ка­зать­ся от уба­ю­ки­ва­ю­щих сте­рео­ти­пов, и страх пе­ред тем, что мо­жет от­крыть­ся вдруг пе­ред то­бою и с бес­по­щад­но­стью вы­свет­лить ме­лоч­ность и ни­чтож­ность всей жиз­ни. Нет, луч­ше не ви­деть и не знать, — Веч­ность и Сво­бо­да бес­ко­неч­но страш­ны для че­ло­ве­ка! Пусть все идет при­выч­ным че­ре­дом. Жал­кая, но неиз­быв­ная в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии ло­ги­ка.

Прой­дет несколь­ко дней, и бо­го­слу­жеб­ное чте­ние празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня вновь на­пом­нит нам о неве­ро­ят­ных, по­рою буд­то бы необъ­яс­ни­мых, труд­но­стях, ко­то­ры­ми со­про­вож­да­лось ду­хов­ное про­зре­ние да­же апо­сто­лов из чис­ла Две­на­дца­ти, бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­сто­вых. Ра­зу­ме­ет­ся, ис­то­ри­че­ски их страх и ошиб­ки вполне объ­яс­ни­мы, но мо­жет ли это те­перь, в на­ча­ле уже тре­тье­го ты­ся­че­ле­тия Хри­сти­ан­ской эры, слу­жить оправ­да­ни­ем на­шей ум­ствен­ной сле­по­ты и нрав­ствен­ной кос­но­сти?

В сре­ду ше­стой сед­ми­цы, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня, со­вер­ша­ет­ся От­да­ние Пас­хи. В по­след­ний раз зву­чат пас­халь­ные пес­но­пе­ния, и вы­хо­дит из хра­ма пас­халь­ный крест­ный ход, чтобы сно­ва по­вто­рить­ся лишь по ис­те­че­нии бес­ко­неч­но дол­го­го — и од­новре­мен­но столь крат­ко­го — го­да, жду­ще­го нас впе­ре­ди.

Про­зрев­ший сле­пой и сле­пые зря­чие

о слепом 3

Бо­го­слу­жеб­ной те­мой ше­стой неде­ли Пас­халь­но­го цик­ла яв­ля­ет­ся еван­гель­ский рас­сказ об ис­це­ле­нии, со­вер­шен­ном Иису­сом Хри­стом неза­дол­го до окон­ча­ния Сво­е­го об­ще­ствен­но­го слу­же­ния, в де­каб­ре 29 го­да. Это про­изо­шло в Иеру­са­ли­ме, на празд­ни­ке Об­нов­ле­ния Хра­ма («Ха­нук­ка»), уста­нов­лен­ном в честь осво­бож­де­ния в 164 г. до н. э. ев­рей­ским во­е­на­чаль­ни­ком Иудой Мак­ка­ве­ем Свя­то­го Го­ро­да и воз­об­нов­ле­ния бо­го­слу­же­ний в Иеру­са­лим­ском Хра­ме. Тре­мя го­да­ми ра­нее (167 до н. э.) он был раз­граб­лен и осквер­нен си­рий­ским ца­рем Ан­тиохом IV Епи­фа­ном, пре­вра­тив­шим его в храм Зев­са Олим­пий­ско­го.

Хри­сти­ан­ство с мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния жи­ло ве­рой в то, что ожи­да­ния Иере­мии осу­ще­стви­лись. Ста­рое, вре­мен­ное, «со­гла­ше­ние», за­клю­чен­ное меж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком через по­сред­ство од­но­го на­ро­да, сме­ни­лось но­вым и веч­ным со­ю­зом-за­ве­том со все­ми людь­ми. Он за­клю­чен через во­пло­ще­ние, рас­пя­тие и вос­кре­се­ние Сы­на Бо­жия, став­ше­го Сы­ном Че­ло­ве­че­ским. Хри­стос Сам ука­зал гра­ни­цу меж­ду эти­ми дву­мя уров­ня­ми бы­тия: «Это — кровь Моя но­во­го со­ю­за (за­ве­та)». По­это­му ми­ро­вая ис­то­рия и де­лит­ся на два пе­ри­о­да: эру до и эру по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва, или эру вет­хо­го (ста­ро­го) и эру но­во­го за­ве­та.

Последние записи

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Новости

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

Новости

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница

Новости

День Святой Троицы. Пятидесятница

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2022
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика