О Слепом

 

О слепом

Гла­ша­тай Но­во­го За­ве­та

Всем из­вест­но по­ня­тие Но­вый За­вет в ре­ли­ги­оз­ном или «книж­ном» ас­пек­тах (как вто­рая часть Биб­лии). Мно­гие до­га­ды­ва­ют­ся, что на­ча­ло Но­во­го Со­ю­за (та­ко­во ос­нов­ное зна­че­ние ев­рей­ско­го сло­ва берит) сов­па­да­ет с на­ча­лом ка­лен­дар­ной Но­вой эры. Но мно­гие ли зна­ют имя че­ло­ве­ка, впер­вые о нем за­го­во­рив­ше­го? Его зва­ли Иере­мия («Воз­вы­шен­ный Бо­гом»). Он жил в Иеру­са­ли­ме, а умер в Егип­те в на­ча­ле VI в. до н. э. До­ста­точ­но по­дроб­ные све­де­ния о нем со­дер­жит биб­лей­ская Кни­га про­ро­ка Иере­мии.

Иере­мия, имя ко­то­ро­го зна­чит­ся в ка­лен­да­ре мел­ким шриф­том, при­над­ле­жит к пле­я­де Ве­ли­ких Учи­те­лей че­ло­ве­че­ства. Биб­лей­ские про­ро­ки, гре­че­ские фило­со­фы и тра­ги­ки, Кон­фу­ций, Лао-Цзы, Буд­да, За­ра­ту­ст­ра, вы­сту­пив неза­ви­си­мо друг от дру­га, опре­де­ли­ли уни­каль­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од – т. н. «Осе­вое вре­мя» (VIII-IV вв. до н. э.). Про­те­кав­ший то­гда ду­хов­ный про­цесс при­вел к по­яв­ле­нию под­лин­но­го че­ло­ве­ка – че­ло­ве­ка та­ко­го ти­па, ка­ким он пре­бы­ва­ет и по сей день. «В Осе­вое вре­мя про­изо­шло от­кры­тие то­го, что поз­же ста­ло на­зы­вать­ся ра­зу­мом и лич­но­стью» (Карл Яс­перс). Имен­но Иере­мия, за шесть ве­ков до Рож­де­ства Хри­сто­ва (!), про­воз­гла­сил окон­ча­тель­ное кру­ше­ние ста­рых (вет­хих) на­цио­наль­но-по­ли­ти­че­ских ил­лю­зий, по­гу­бив­ших древ­ний Из­ра­иль, и за­клю­че­ние Но­во­го со­ю­за-за­ве­та меж­ду Бо­гом и людь­ми на ис­клю­чи­тель­но ду­хов­ных на­ча­лах (Иер.31:31 сл.).

По­вест­во­ва­ние еван­ге­ли­ста Иоан­на (Ин.9:1-38), чи­та­е­мое за вос­крес­ной Ли­тур­ги­ей, срав­ни­ва­ет ис­це­ле­ние сле­по­рож­ден­но­го с ду­хов­ным про­зре­ни­ем че­ло­ве­ка. Это зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие, ко­то­ро­му Цер­ковь со­вер­шен­но не слу­чай­но по­свя­ща­ет по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред от­да­ни­ем празд­ни­ка Пас­хи (и празд­ни­ком Воз­не­се­ния), со­дер­жит це­лый ряд глу­бо­ко сим­во­ли­че­ских и на­зи­да­тель­ных ре­а­лий.

о слепом 2

Иисус Хри­стос, ска­зав­ший о Се­бе, что Он – «Свет ми­ру», да­ру­ет воз­мож­ность ви­деть ма­те­ри­аль­ный свет и мир во­круг се­бя че­ло­ве­ку, ли­шен­но­му это­го ве­ли­ко­го бла­га, ко­то­рое мы, зря­чие, вос­при­ни­ма­ем как нечто са­мо со­бою ра­зу­ме­ю­ще­е­ся. Этот ис­клю­чи­тель­ный слу­чай, тре­бо­вать по­вто­ре­ния ко­то­ро­го мы не в пра­ве, стал для ис­це­лен­но­го сту­пе­нью к неиз­ме­ри­мо бо­лее важ­но­му про­зре­нию – про­зре­нию ду­хов­но­му. Умыв­шись в ис­точ­ни­ке Си­ло­ам (что в пе­ре­во­де зна­чит «По­слан­ный»!), он не толь­ко об­рел зре­ние, но и уве­ро­вал в по­слан­ни­че­ство в мир Сы­на Бо­жия, а книж­ни­ки и учи­те­ля на­ро­да, гор­див­ши­е­ся сво­ей на­чи­тан­но­стью в Свя­щен­ном Пи­са­нии, оста­лись ду­хов­но сле­пы, хо­тя и бы­ли зря­чи всю жизнь.

Ду­хов­ное про­зре­ние невы­но­си­мо труд­но: здесь и необ­хо­ди­мость от­ка­зать­ся от уба­ю­ки­ва­ю­щих сте­рео­ти­пов, и страх пе­ред тем, что мо­жет от­крыть­ся вдруг пе­ред то­бою и с бес­по­щад­но­стью вы­свет­лить ме­лоч­ность и ни­чтож­ность всей жиз­ни. Нет, луч­ше не ви­деть и не знать, – Веч­ность и Сво­бо­да бес­ко­неч­но страш­ны для че­ло­ве­ка! Пусть все идет при­выч­ным че­ре­дом. Жал­кая, но неиз­быв­ная в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии ло­ги­ка.

Прой­дет несколь­ко дней, и бо­го­слу­жеб­ное чте­ние празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня вновь на­пом­нит нам о неве­ро­ят­ных, по­рою буд­то бы необъ­яс­ни­мых, труд­но­стях, ко­то­ры­ми со­про­вож­да­лось ду­хов­ное про­зре­ние да­же апо­сто­лов из чис­ла Две­на­дца­ти, бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­сто­вых. Ра­зу­ме­ет­ся, ис­то­ри­че­ски их страх и ошиб­ки вполне объ­яс­ни­мы, но мо­жет ли это те­перь, в на­ча­ле уже тре­тье­го ты­ся­че­ле­тия Хри­сти­ан­ской эры, слу­жить оправ­да­ни­ем на­шей ум­ствен­ной сле­по­ты и нрав­ствен­ной кос­но­сти?

В сре­ду ше­стой сед­ми­цы, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня, со­вер­ша­ет­ся От­да­ние Пас­хи. В по­след­ний раз зву­чат пас­халь­ные пес­но­пе­ния, и вы­хо­дит из хра­ма пас­халь­ный крест­ный ход, чтобы сно­ва по­вто­рить­ся лишь по ис­те­че­нии бес­ко­неч­но дол­го­го – и од­новре­мен­но столь крат­ко­го – го­да, жду­ще­го нас впе­ре­ди.

Про­зрев­ший сле­пой и сле­пые зря­чие

о слепом 3

Бо­го­слу­жеб­ной те­мой ше­стой неде­ли Пас­халь­но­го цик­ла яв­ля­ет­ся еван­гель­ский рас­сказ об ис­це­ле­нии, со­вер­шен­ном Иису­сом Хри­стом неза­дол­го до окон­ча­ния Сво­е­го об­ще­ствен­но­го слу­же­ния, в де­каб­ре 29 го­да. Это про­изо­шло в Иеру­са­ли­ме, на празд­ни­ке Об­нов­ле­ния Хра­ма («Ха­нук­ка»), уста­нов­лен­ном в честь осво­бож­де­ния в 164г. до н. э. ев­рей­ским во­е­на­чаль­ни­ком Иудой Мак­ка­ве­ем Свя­то­го Го­ро­да и воз­об­нов­ле­ния бо­го­слу­же­ний в Иеру­са­лим­ском Хра­ме. Тре­мя го­да­ми ра­нее (167 до н. э.) он был раз­граб­лен и осквер­нен си­рий­ским ца­рем Ан­тиохом IV Епи­фа­ном, пре­вра­тив­шим его в храм Зев­са Олим­пий­ско­го.

Хри­сти­ан­ство с мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния жи­ло ве­рой в то, что ожи­да­ния Иере­мии осу­ще­стви­лись. Ста­рое, вре­мен­ное, «со­гла­ше­ние», за­клю­чен­ное меж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком через по­сред­ство од­но­го на­ро­да, сме­ни­лось но­вым и веч­ным со­ю­зом-за­ве­том со все­ми людь­ми. Он за­клю­чен через во­пло­ще­ние, рас­пя­тие и вос­кре­се­ние Сы­на Бо­жия, став­ше­го Сы­ном Че­ло­ве­че­ским. Хри­стос Сам ука­зал гра­ни­цу меж­ду эти­ми дву­мя уров­ня­ми бы­тия: «Это – кровь Моя но­во­го со­ю­за (за­ве­та)». По­это­му ми­ро­вая ис­то­рия и де­лит­ся на два пе­ри­о­да: эру до и эру по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва, или эру вет­хо­го (ста­ро­го) и эру но­во­го за­ве­та.