Побудьте и пободрствуйте со Мною…
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Страстною седмицею называется последняя неделя перед Пасхой. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими.
Большую пользу для души можно получить, посещая богослужения страстной седмицы. Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения… Все эти службы наполняют душу особыми чувствами… В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг.
Вся святая четыредесятница готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе.
Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями…
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
В Великий понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа, сына праотца Иакова. Иосиф вызвал зависть братьев и они продали его в рабство в Египет, предъявив отцу испачканную кровью одежду, как будто брата растерзали звери.
Иосиф же с помощью Божией и благодаря своему благочестию стал вторым лицом в Египте.
Когда голод добрался до семьи Иакова, братья, не знавшие, что проданный ими много лет назад Иосиф стал помощником фараона, пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Через некоторое время он открылся им, и так Иаков и его дети оказались в Египте. В торжестве Иосифа и его возвышении в Египте видится прообраз Воскресения Христова, Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью.
В этот же день Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, проклятую Господом. Господь Иисус Христос после Своего входа в Иерусалим, проголодавшись, захотел собрать смокв с увиденной им смоковницы, но дерево оказалось без плодов. Господь проклял дерево, и оно тотчас засохло.
Удивленным ученикам Он сказал, что по вере без сомнения они могут получить все, о чем они будут просить.
Смоковница символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Тропарь дня:
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.
Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас.
Этот тропарь отсылает нас к притче о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных, ожидавших прихода жениха. Он повторяется на утрене Великого Вторника и Великой Среды.