ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНФО БПЦ: ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ ПРИЕМЛЕМЫХ ФОРМ СВЯЗИ С МИРОМ НЕВИДИМОГО
Как Церковь относится к магии, экстрасенсорике, колдовству? На вопрос корреспондента портала «Минск-Новости» ответил председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви, доктор теологии протоиерей Сергий Лепин.
По словам священнослужителя, «Церковь признаёт принципиальную возможность существования магии и колдовства, под коим ею понимается множество различных практик обращения к темным силам с целью повлиять на обстоятельства и события личной жизни или жизни окружающих. С точки зрения Священного Писания, все они суть составная часть идолослужения, а посему подпадают под запрет Первой заповеди: „Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня“. То, что именно так нужно понимать эту заповедь, говорят и многие другие места Библии: Не должен находиться… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (Втор. 18: 9−13); Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19: 31); И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на душу ту и истреблю ее из народа ее (Лев. 20: 6−7); И вы не слушайте своих пророков, и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов… Ибо они пророчествуют вам ложь (Иер. 27: 9. 10); Не ворожите и не гадайте (Лев. 19: 26); И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и Откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света (Исх. 8: 19−20)».
«Обращение к магии и колдовству — измена Богу и Его Церкви, — подчеркнул отец Сергий. — Всё сказанное касается и тех, кто, оправдывая свое колдовство, утверждает, что призывает Имя Божие — вне Церкви нет приемлемых форм связи с миром невидимого, сама же Церковь достаточно жестко нормирует эти связи, маркируя условными духовными маячками границы не только допустимого и безопасного, но и необходимого и спасительного».
«Слава Богу, настоящие способности к колдовству — крайне редкое явление. Большинство целителей, колдунов, ведунов и гадалок — шарлатаны, сознательно или несознательно обманывающие себя или других. Но исключать теоретическую возможность существования „граждан с альтернативной духовной одаренностью“ не стоит. Более того, стоит соблюдать необходимые духовные „меры безопасности“ против вероятных осложнений: возрастание в вере, пост, молитва, чтение Писания, доброделание, регулярное участие в Таинствах Церкви. Не стоит допускать разного рода суеверий и фобий по данному вопросу — в них не меньше зла, чем в самом колдовстве, а если учесть их большую распространенность, то и больше. Значительно больше!» — полагает протоиерей.
Относительно «экстрасенсорных» способностей человека отец Сергий отметил: «Есть те, кто слышит больше, чем другие, поскольку их слуховой диапазон расширен или смещен относительно среднестатистического по популяции — например, скрипачи. Есть люди, которые больше видят, чем другие: например, способны различать больше оттенков красного — например, сталевары. А опытные летчики способны к более точному различению разницы частот колебаний работы двигателя. Все эти способности экстрасенсорные — превосходящие чувственные (сенсорные) способности условного „обычного“ человека. А кто-то быстрее других бегает, выше прыгает, больше поднимает, умножает в уме огромные числа. Это всё тоже экстраспособности, которые возможны благодаря как неким врожденным качествам, так и длительным тренировкам — особого рода практики, результаты которой достаточно легко обнаружимы с помощью научных методов».
Сложнее, по словам священника, с духовными практиками: «Легко предположить, что те, у кого духовной практики побольше, обладают и большими духовными возможностями, которые, замечу, никак не выражаются в способностях угадывать карты. С одной стороны, раз эти возможности духовные, то как их измерить рулеткой или весами? А с другой стороны, духовность бывает разной — нематериальны не только ангелы, но и бесы».
«К духовному анализу разного рода практик и ритуалов нужно подходить с „презумпцией зла“: как только тот препарат, эффективность которого была доказана соответствующим образом, может быть признан медицинским средством и подлежать распространению через аптеки, так и только те духовные практики и их результаты, подлинность которых подтверждается опытом Церкви, могут быть признаны допустимыми для христиан», — подытожил представитель Церкви.