Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ЛЕПИН: НА УМЕРШИХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАПОВЕДЬ О ЛЮБВИ

1Prot

Накануне Радоницы корреспондент журнала «Врата небесные» побеседовал с доктором теологии, председателем Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиереем Сергием Лепиным. Church.by публикует расширенную версию интервью.

— Почему иногда искренняя молитва за усопших близких не приносит душевного успокоения?

— По разным причинам. Например, из-за ложных упований: иногда люди ожидают, что молитвы за умершего чуть ли не компенсируют им их утрату, но этого не будет. С болью утраты нужно не только выжить, но еще и превратить боль в творческое начало нашей жизни, подвигающее нас к покаянию, молитве, доброделанию. Или из-за эгоизма: молитва за умершего должна способствовать упокоению умершего, а не успокоению скорбящего. Разумеется, наша вера в Господа, для Которого нет ни мертвых, ни живых, и у Которого все живы, является великим нашим подспорьем в терпении скорбей, в несении своего креста. Молитва помогает нести крест, а не избавляет от необходимости крестоношения. Следует учесть и то, что молиться тоже нужно уметь. Умиротворяющая благодатная молитва — это не средство, а цель, к которой нужно долго идти. Например, как неправильный, нерегулярный бег является причиной усталости, боли в мышцах, а не легкого самочувствия и здоровья, так и бессистемная молитва, не подкрепленная участием в таинствах, правой верой, знанием догматов, чтением Писания, делами милосердия, может стать причиной отягощения и усталости. Люди бывают неумеренными в своих желаниях и амбициях: хотят помолиться одну минуту и «летать» 23 часа 59 минут. Но обычно бывает наоборот: чтобы «пролететь» минуту, нужно промолиться сутки, а может быть, и жизнь…

— Почему умереть — это ненормально?

— Потому что «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1: 13). Человек изначально сотворен для бессмертия. Замысел Бога о человеке не вмещается во времени и может быть реализуем только в вечности. Но вместе с грехом в мир человека вошла смертность. И здесь уже верно обратное: зло не имеет право на вечность, и смерть по результатам грехопадения становится чем-то нормальным, если за ней следует воскресение — своего рода возможность «перезагрузки», притом в новой «конфигурации», с обновленным «программным обеспечением», в перспективе новых возможностей.

— Многие люди не понимают, зачем нужно молиться об умершем. Объясните, пожалуйста, что дает наша молитва мертвому человеку?

— Затем же, зачем мы молимся и о живых… Это непросто, но я попрошу следить за моей мыслью.

Христос Своей смертью, как поется в пасхальном тропаре, «попрал смерть» и «пребывающим во гробах даровал жизнь». Если Христос — наша жизнь, то и смерть может стать для нас приобретением (см.: Флп. 1: 21). Поэтому апостол Павел и говорит, что не хочет, чтобы мы скорбели об умерших так, как это делают «прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4: 13−14). Пасха! «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14). Смерть побеждена — как телесная (разлучение души и тела), так и духовная (разлучение человека и Бога). И теперь, как говорит апостол Павел, «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Я уверен, что ни смерть, ни жизнь… ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 35−39). Т. е., никто и ничто не может разъединить нас с Богом, а если мы соединены с Господом, то не означает ли это и соединенность во Христе живых и умерших — всех, кто веровал и верует в Него? Христос есть Истинный Бог наш, а «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Перед Богом разница между живыми и теми, кого мы называем умершими, не так существенна, как это кажется нам, живым людям. Но даже та разница, что имеется, временна — однажды мы все «вместе с Господом будем!» (Евр. 12: 1). По-видимому, все ныне живущие умрут, но и все до единого воскреснут и предстанут друг другу на Суде Божием.

Кладбище очень похоже на вокзал: поезд, унесший наших близких, однажды вернется за нами. Мы прощаемся не навсегда! Умершие не исчезли, не превратились в ничто — они просто «переехали» в другой мир. Зачем молиться об «уехавших», да? А как не молиться о них, ведь они по-прежнему остались личностями: нашими родителями, братьями, сестрами, друзьями. ОНИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАДАМИ БОЖИМИ И ЧЛЕНАМИ ЦЕРКВИ (если таковыми они являлись при жизни в теле, разумеется)! А раз так, то они по-прежнему должны являться субъектами нашей любви и заботы, главное проявление которых — молитва Богу. Мы не относимся к умершим по принципу «из глаз долой — из сердца вон!»

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения ЗА ВСЕХ человеков» (1 Тим. 2: 1). Не сказано «молитесь только за живых» — сказано «за всех». Апостол Павел говорит, что настоящая любовь НИКОГДА не перестает (1 Кор. 13: 8), а, значит, и даже со смертью того, к кому она адресована. Умершие — тоже люди! Не лишайте их своих молитв! Как нельзя дискриминировать человека по факту отсутствия у него тех или иных частей тела, так нельзя дискриминировать его и по факту отсутствия у него тела полностью.

— Некоторые говорят, что Писание не содержит в себе указаний о необходимости молитв за умерших. Что на это ответить?

— Во-первых, Писание ничего не говорит нам о необходимости молитвы и за чернокожих, и индейцев — и что дальше? Во-вторых, я не был бы столь категоричным… Вот, например, молитва Моисея за умерших: «На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32: 30−32). Напомню, это было после того, как Моисей истребил идолопоклонников — тех, за кого он, собственно, и молится…

«Тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление. И умрут великие и малые на земле сей; И НЕ БУДУТ ПОГРЕБЕНЫ, И НЕ БУДУТ ОПЛАКИВАТЬ ИХ, НИ ТЕРЗАТЬ СЕБЯ, НИ СТРИЧЬСЯ РАДИ НИХ. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иер. 16: 4−7). Т. е., не оплаканный и не похороненный должным образом человек сравнивался с «навозом» — перегноем, пищей животных. Но участь человеческого тела не должна повторять участь падали, поэтому смерть без обряда погребения и поминовения — «смерть тяжкая». О чем пишет и царь Соломон: «Если бы какой человек родил сто [детей], и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его» (Еккл. 6: 3).

Отсутствие поминовения в Писании называется «ослиным погребением»: «Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: „увы, брат мой!“ и: „увы, сестра!“ Не будут оплакивать его: „увы, государь!“ и: „увы, его величие!“ Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер. 22: 18, 19).

Писание многозначно говорит про традицию оплакивания умерших, отсутствие посмертного оплакивания названо долей сыновей беззаконного человека: «Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители. Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом. Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, и вдовы их не будут плакать» (Иов 27: 13−15).

«И умер Самуил; и собрались все Израильтяне, и плакали по нем, и погребли его в доме его, в Раме. Давид встал и сошел к пустыне Фаран» (1 Цар. 25: 1). «И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая [была] у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, [известных] до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в [книгу] плачевных песней» (2 Пар. 35: 24, 25).

Речь идет не просто о воплях и аффектированном поведении. Речь идет об определенных ритуалах. Так, при погребении использовались благовония: «И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего. И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, И СОЖГЛИ ИХ ДЛЯ НЕГО великое множество» (2 Пар. 16: 13,14).

Иакова бальзамировали сорок дней и оплакивали семь дней: «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» (Быт. 50: 2,3).

По усопшим было принято держать пост. Так постились о Сауле: «Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2 Цар. 1: 11, 12). «И поднялись все люди сильные, взяли тело Саулово и тела сыновей его, и принесли их в Иавис, и похоронили кости их под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Пар. 10: 12).

К могилам праведников нужно было относиться с уважением: «И взглянул Иосия и увидел могилы, которые [были] там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии. И сказал [Иосия]: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: [это] могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4 Цар. 23: 16−18).

Похороны в одной могиле с праведником считались величайшей почестью: «И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город [свой], чтобы оплакать и похоронить его. И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских» (3 Цар. 13: 29−32).

Давайте посмотрим и на так называемые «неканонические книги» — даже если не считать их богодухновенными, они все равно содержат неоспоримое древнее историческое свидетельство о молитве за умерших. Во Второй книге Маккавейской мы читаем: «Если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых» (2 Мак. 12: 44). В книге Сираха мы читаем следующее: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй» (Сир. 8: 36, 37). В Третьей книге Ездры находим: «Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей — за отцов, согрешивших в пустыне; Иисус после него — за Израиля во дни Ахана; Самуил и Давид — за погубляемых, Соломон — за тех, которые пришли на освящение; Илия — за тех, которые приняли дождь, и за мертвеца, чтобы он ожил; Езекия — за народ во дни Сеннахирима, и многие — за многих» (3 Ездр. 7: 36−40).

Далее в той же Третьей книге Ездры говорится, что молитвы за усопших прекратятся только в день Страшного Суда: «Итак, если тогда, когда усилилось растление и умножилась неправда, праведные молились за неправедных, то почему же не быть тому и ныне? Он отвечал мне и сказал: настоящий век не есть конец; славы в нем часто не бывает, потому молились за немощных. День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление, прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина. Тогда никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего» (3 Ездр. 7: 41−45).

Можно посмотреть и на: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. НЕ ВСПОМИНАЙ НЕПРАВД ОТЦОВ НАШИХ, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты — Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи». (Вар. 3: 4−6). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Тов. 4: 17).

— А как обстоят дела с вопросом о молитве за умерших в Новом Завете?

— Для библейского сознания молиться за умерших и творить в их память действия с религиозным смыслом было совершенно естественно, и Христос эти молитвы и действия не отменял — и эти действия были совершены и по отношению к Его Телу, после Его смерти. Именно для того, чтобы совершить несовершенные действия над Телом Иисуса, идут мироносицы ко Гробу… Оплакивание умерших никто не отменял и в Новом Завете: «Стефана же погребли мужи благоговейные, и СДЕЛАЛИ ВЕЛИКИЙ ПЛАЧ ПО НЕМ» (Деян. 8: 2). Серну оплакивали ее родные (Деян. 9. 39)…

О том, что Христос не отменил молитвы за умерших, свидетельствует и опыт Древней Церкви. Сразу с возникновением христианской письменности появляются и первые свидетельства молитв за умерших. Ориген (2−3 век), в толковании на книгу Иова, говорит: «Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия». Тертуллиан (2−3 век) в книге «О венце воина» говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались». Святой Киприан, епископ Карфагенский (3 век), в пятом поучении: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной». И эти свидетельства можно продолжать…

Кстати, если и не аргументом, то иллюстрацией может служить и то, что у иудеев имелись и имеются заупокойные богослужения — не только во время земной жизни Иисуса Христа, но в нашу эру, вплоть до сего дня.

— Знают ли наши усопшие родственники, что происходит с нами в реальной жизни? Просят ли за нас у Господа?

— Смерть — это разлучение души тела со всеми его материальными чувствами, т. е, у умершего нету глаз, чтобы видеть, ушей, чтобы слышать в привычном смысле этих глаголов. Если мы здесь, на земле, физически удаляясь друг от друга, теряем контакты и информацию друг о друге, то тем более смерть — хоть она и временна — усугубляет те пропасти во времени и пространстве, которые имелись на земле между людьми. Смерть одного из людей — это, скорее, негативный фактор для возможности коммуникации, а не положительный. Поэтому Екклесиаст пишет: «В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (9: 10).

Важно учесть и другое: лишившись пяти основных чувств, доступных человеку в его теле, человек лишается плотского знания о ныне происходящем в мире материи. Однако он даже после смерти сохраняет при себе свое духовное сердце — нечто, чем любят, надеются, верят, переживают. Все то, что и определяет глубинное Я человека, его личность. Избавившись от аффектов и иллюзий телесного восприятия, человек получает чистую возможность осмыслить свою личную прожитую жизнь — в том числе и в тех ее местах, в которых она соприкасалась с жизнью еще живущих людей. Умершие уже сами ничего не могут изменить в своей жизни, но они сохраняют и даже, будучи свободными от всего земного, усугубляют возможность молитвы ко Господу, в том числе и о живущих. На подобных соображениях, среди прочего, и основаны наши молитвы к святым — умершим праведникам: они слышат наши молитвы не своими ушами (их души покинули тела), но духовным сердцем. Вот почему важно научиться молиться не просто языком: можно остаться неуслышанным и незамеченным.

— Почему о покойниках либо хорошо, либо ничего?

— Думаю, что, придерживаясь подобной максимы, мы пытаемся быть максимально тактичными к родственникам почивших, а также всячески сторониться от греха осуждения. Молиться за умерших можно и нужно, но осуждать их — нельзя и не нужно. Если на умерших распространяется заповедь о любви, то на них же должна распространяться заповедь и о неосуждении. Разумеется, ничто нам не мешает размышлять над ошибками живых и умерших, наоборот! Вспомнилось доброе дело почившего — прославь за это Бога, вспомнилось плохое — помолись, чтобы Бог ему простил. Молиться не просто об упокоении, но и о прощении конкретных грехов умершего — это вполне по-христиански.

— Почему мы вспоминаем о Страшном Суде в день, когда поминаем ушедших в мир иной?

— Ничто нам так не напоминает о грядущей нашей собственной смерти, как смерть наших близких. Все мы знаем, что умрем, но все ли в это верим? Все ли прочувствовали это и ужаснулись? И поскольку для нас смерть ассоциируется не с исчезновением, а воскресением и с предстоящим ответом на Страшном суде перед Престолом Всевышнего, то так и получается…

— Что Вы пожелаете братьям и сестрам в этот день?

— Более внимательно вслушаться в пасхальные песнопения и прочувствовать главную их идею: благодаря Христу, смерти больше нет, ад повержен и всеосмееян. А то, что мы называем смертью, для верующих и не смерть вовсе. Разлука, печаль, временное расставание — да… Но не смерть! Быть христианином — это большое счастье быть в Церкви: в Экклесии, т. е., в Собрании всех верующих в Иисуса Христа: и живых, и умерших.

Church.by

Последние записи

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Новости

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

Новости

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница

Новости

День Святой Троицы. Пятидесятница

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2022
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика