ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первое воскресенье Великого поста называется неделей Торжества Православия. В этот день Св. Церковь вспоминает свою победу над иконоборческой ересью и восстановление иконопочитания. Сегодня Церковь особым чином порицает и отрицает всякую ересь и всякое заблуждение, грех, ложь и неправду, которые прокрадываются в историческую и общественную реальность христианства. Вместе с тем мы прославляем истину, открытую в почитании св. икон и утверждаем святость образа Божия, по которому, как сказано в Св. Писании, сотворен человек, каждый из нас.
Думая о Торжестве Православия и совершая благолепный чин Торжества, мы часто склонны предаваться погружению в историческую память, вспоминать великие события и победы, облекать эти воспоминания во все доступные формы церковной торжественности.
Все это нужно, и даже необходимо. Однако следует помнить, что наше нынешнее торжество — это не только почитание церковной традиции, которая берет свое начало с середины IX века. В этот день происходит нечто более глубокое и важное, чем лишь историческая память. Красота и благолепие богослужения этого дня напоминают нам о той реальности, которая незримо совершается в Церкви Божией с самого момента ее существования или, лучше сказать, с момента Боговоплощения, с тех пор, как в пустыне иорданской и на горах палестинских зазвучала проповедь Евангелия, призыв войти в Царство Божие, с того момента, когда Царство Божие во всей полноте и силе вошло в земную жизнь. Именно тогда началось торжество победы истины над ложью, добра над злом, тогда, когда Богочеловек Христос трижды подвергся искушению в пустыне от диавола и победил его. В то время многие, услышав божественный призыв в Царство Божие, покаялись, сумели победить себя, изменить и стать святыми. Тогда, когда Христос на кресте воскликнул: «совершилось» и ввел в Царство Божие разбойника благоразумного. Именно в этом заключается торжество Православия или, лучше сказать, торжество Христианства. И эта победа всегда совершается в Церкви в каждом из нас, кто стремится ко изменению себя, ко спасению. Происходит это зачастую незримо даже в те моменты, когда истина гонима и попираема, когда кажется будто в мире сем торжествует зло. И Святая Церковь, собирая нас вместе в этот день, являет ту реальность, которая порой невидима, сокрыта от иных очей, показывает красоту или, вернее сказать, доброту и лепоту, в которую «облечеся Господь», и тем самым укрепляет нас в наших трудах на нашем нелегком жизненном пути. Ведь всякий стремящийся ко спасению не имеет права надеяться на спокойную жизнь здесь, на земле. «В мире скорбны будете, — сказал некогда Христос, — но Я победил мир». И мы должны побеждать мир, преодолевать те искушения, которых нам не избежать и не обойти, а можно преодолеть, но только лишь с помощью Божией, и эта всепобеждающая Божия поддержка подается нам в Церкви через ее богослужения и молитвы, через общение друг с другом и святыми.
Царство Божие трудом берется, и тот, кто трудится, входит в него. Об этом говорит Господь. И мы в дни Великого поста вступили на путь этого подвига. Но Господь в прощальной беседе с учениками учил их: «Истинно, истинно говорю вам, вы восплачете и возжаждете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорбь от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20−22).
Эту радость мы ожидаем, к ней стремимся, и она открывается нам и здесь, на земле. Радость общения с Богом, красоту Царства Небесного являет нам Св. Церковь своим богослужением, молитвенным восторгом, который открывается нам во всей полноте прежде всего в Божественной Литургии, в таинстве Евхаристии, где мы снова и снова встречаемся с Богом, как бы приступая, по словам апостола Павла, к Сионской горе…
Вот почему все в Церкви: слова, чтения, песнопения, священнодействия, иконы, колокольный звон — не просто детали религиозного церемониала, не только ритуал, но явление и изображение той небесной красоты, которую мы называем Царством Божиим. Оно входит в нашу бытийность уже здесь на земле, где мы готовимся войти в Него и бесконечно торжествовать с Богом и святыми.
Совершая чин Торжества, Св. Церковь помогает нам обрести опыт Царства Небесного, опыт непрерывного торжества, радости и восторга в Нем. Не случайно эта служба совершается именно в дни Великого поста, дни подвига воздержания и молитвы, дни особого покаяния. Церковь укрепляет нас, показывая то, что ожидает нас впереди. Если мы до конца будем верными Богу, сохраним правую веру в Него, пребудем в этом спасительном ковчеге, в Церкви Христовой, побеждая в себе всякий грех, всякое разделение, ложь и неправду, то радость Торжества будет неотъемлемой частью нашей природы, свойством нашей бессмертной души, нашим состоянием, а это и есть Царство Божие, пришедшее неприметным образом, то Царство Божие, о котором св. апостол говорит: «Царство Божие и радость о Духе Святом».
Аминь.
Протоиерей Василий Попов