Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Успенский крест, или с чем не должно ассоциироваться распятие

414-600x415

С чем ассоциируется у большинства людей кладбищенский крест? Со смертью, с тлением, с животным страхом. И мало у кого — с торжеством всепрощающей жертвенной любви, побеждающей смерть, чаянием воскресения мертвых и жизни будущаго века. Даже у верующих.

prekup2211

Протоиерей Игорь Перекуп

Так совпало, что пост, посвященный приготовлению к празднику Успения Пресвятой Богородицы, начинается 14-го (1-го по старому стилю) августа праздником Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня.

Слово «происхождение» может несколько сбивать с толку, потому что речь идет не о происхождении Креста, на котором был распят Спаситель, а о зародившемся в IX веке благочестивом обычае с первого дня августа — месяца, который на юге всегда был особенно щедр на всевозможные эпидемии — торжественно износить из царской сокровищницы хранившуюся в ней часть Креста Господня (который сразу по его обретении царицей Еленой был разделен на две части, одну из которых оставили в Иерусалиме, а другую отправили в Константинополь) и полагать ее на престоле Софийского собора.

Затем, как свидетельствуется в греческом часослове 1897 года, в течение первой половины августа, вплоть до самого праздника Успения, эту часть спасительного Древа носили крестными ходами по улицам Константинополя, молясь об избавлении от болезней и предлагая для поклонения людям.

Сказав «совпало», мы подразумеваем промыслительное сочетание начала поста с его символом: Крестом Господним. «Христос терпел и нам велел», — гласит народная мудрость. Крест — символ любви, побуждающей к терпению, а пост — период усиленного терпения, сосредоточенного несения своего личного креста, которым душа очищается и спасается. Поэтому крестоношение — суть поста как такового, независимо от длительности или связи с тем или иным праздником.

С Успением Божией Матери образ Креста связан двояко: во-первых, Пресвятая Богородица явила нам образ крестоношения, начиная с ответа: «Се Раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1; 38), после чего, как сказано в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, «умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася».

128-498x600

Свое крестоношение Пречистая продолжила всей дальнейшей жизнью, в особенности же своими материнскими крестными муками: «Агнца, и Пастыря, и Спаса мира, на кресте зрящи Рождшая Тя, глаголаше слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже за всех терпиши, Сыне и Боже мой» (тропарь постный 9-го часа) — муками матери, не только не отвергающей, не проклинающей предателей, хулителей, мучителей и убийц своего Сына, но усыновляющей весь род человеческий, богоборчески хулящий или малодушно предающий Его.

Во-вторых, Крест ассоциируется с праздником Успения потому, что «успением» называется кончина христианина, а над могилой его принято ставить крест.

И вот тут мы сталкиваемся с противоречием: Крест Христов — символ искупительной жертвы, пригвождающей грех, предваряющей Воскресение Христово и открывающей путь к нашему совоскресению с Ним. В то же время у большинства людей кладбищенский крест вызывает мрачные ассоциации со смертью, обреченной конечностью жизни и т. п. Аналогично в Римской империи в эпоху гонений на Церковь крест (в том числе и Христов) ассоциировался со смертью позорной и мучительной. Что ж это получается: мы обратно «на круги своя» вернулись, как и не было двух тысячелетий христианства?..

Года два назад в Таллинне состоялась выставка одной творческой группы современного искусства, посвященная теме смерти как поводу для размышления над смыслом жизни. Художники эпатировали обыденное сознание, высмеивая страх смерти. Некоторые при этом побуждали задуматься о жизненных противоречиях, которым смерть полагает конец, но которые надо решать, пока жив.

Среди прочих экспонатов были инсталляции (англ. installation — размещение, установка, монтаж), содержащие в качестве компонентов старые кладбищенские кресты (если могилы десятилетиями остаются без присмотра, памятные знаки, в том числе и кресты, убираются администрацией кладбища, и участки отдаются под новые захоронения). Среди композиций были крест-самокат, крест-тренажер…

Я поинтересовался, кто автор и о чем он думал, когда конструировал свои «шедевры». Автора на месте не было (да если бы и был, его не выдали бы, логично предполагая, что со стороны «священника из художников» уместно ожидать каких-нибудь оригинальных форм убеждения в неприемлемости такого рода творческих экспериментов), но организаторы меня заверили, что он никакой не агрессивный или циничный кощунник и ничего плохого не имел в виду, никого не хотел оскорбить.

Из того, что мне сказали, я сделал вывод, что тут и в самом деле речь не об однопорядковом явлении с Pussy Riot, не говоря уже о «феменках-крестоповальщицах» (это вообще отдельная тема), но о концептуальной путанице в массовом сознании.

С чем ассоциируется у большинства людей кладбищенский крест? Со смертью, с тлением, с животным страхом. И мало у кого — с торжеством всепрощающей жертвенной любви, побеждающей смерть, чаянием воскресения мертвых и жизни будущаго века. Даже у верующих.

Мы как бы знаем, что символизирует крест, но при виде кладбищенского креста на первый план выступает именно ассоциация со смертью. Вот автор и обыграл кладбищенский крест как символ смерти в таком духе, что «нас пугают, а нам не страшно». Пугает смерть, пугает неизвестность того, что после нее? Сакральное, символизируемое крестом, ассоциируется с чем-то страшным? Вот он и пытается преодолеть страх путем десакрализации символа.

Разыскать автора и дать в ухо — в этом случае абсолютно неадекватная мера, если, конечно, преследуемой целью является вразумление заблудших и торжество Православия. Тут необходимо, в первую очередь, нам самим понять, как же так получилось, что кладбищенский крест в массовом сознании (то есть в представлении христиан же!) стал символом смерти, конца? И это произошло ведь не вчера в перестройку, и не позавчера в советское время, а намного раньше, когда и возникла поговорка «поставить крест» на чем-то или на ком-то, что значит, прекратить, закончить, отменить навсегда.

Это нам с вами, дорогие отцы, братья и сестры во Христе, надо задуматься: вот, мы, как говорится, «по умолчанию» — «крестоносцы»; об этом возвещает нам Господь в Евангелии, это свидетельствуется и нами уже хотя бы тем, что мы носим нательные кресты (духовенство еще и наперсные).

А теперь, внимание, вопрос: глядя на нас, на наш образ жизни, с чем в представлении «внешних» должен ассоциироваться крест?С жертвенной любовью? С чуждостью греховным страстям? Со свободой от преходящего, суетного, тленного, от всего, что обременяет на пути в Царство Божие? Со смирением и кротостью, с миротворчеством? С чем, с какой добродетелью или даром Духа Святого, глядя на нас, должен ассоциироваться Крест?..

Вот так. Мало негодовать по поводу кощунств, мало пресекать их в отношении священных мест и предметов, надо это негодование обращать в первую очередь на себя и пресекать в своей душе все чувства и стремления чуждые Христу. Как Матерь Божия при Кресте, которая как матьскорбела о страдающем Сыне, и как Мать — еще и об ожесточении сердец тех, кого Он пришел усыновить Отцу Небесному и Ей — вместившей Невместимого и в чьем сердце никому не тесно.

Вспомним историю иконы «Нечаянная радость». Как Пресвятая Богородица своего непоследовательного почитателя кротко и в то же время ужасающе наглядно обличила (и тем доходчивей обличение, чем оно более кротко): он, как и другие коснеющие в своем пороке грешники, — соучастник распятия Ее Сына. Это не метафора, это — мистическая реальность, явленная чудом, встряхнувшим и отрезвившим грешника.

А Матерь им распинаемого Сына по-матерински же кротко его обличает, скорбя и заботясь об исцелении его души. Ничего не удивляет?.. Ну еще бы! На то Она и Матерь Божия! Так вот давайте вспомним, что подобное стремится к подобному, а чуждое отторгается. Понятно, что нам до Честнейшей как… даже и сравнения невозможно подобрать. Нам не дано стать такими как Она, но мы призваны ориентироваться на то, в чем Она преуспела и стремиться к тому же.

Хотим ли мы быть Ею усыновленными, или воображаем, что это уже состоявшийся факт в силу нашего рождения свыше (Ин. 3; 3−7) в таинстве крещения? Не надо обольщаться. Она-то со Своей стороны нас, конечно, усыновляет, но в отличие от усыновления формально-юридического, тут еще требуется и с нашей стороны волевое подтверждение родства Ее Сыну. А Он о признаках этого родства сказал предельно ясно: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12; 50); «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8; 21).

Пост — время сугубого самопознания через крестоношение. Каждый многодневный пост — это приготовление к определенному церковному празднику, а потому процесс самопознания окрашивается в определенные тона. Успенский пост — строгий, ибо речь все же о смерти, которой страшилась даже Приснодева, молившая Сына об избавлении от мытарств; строгий пост, но не мрачный (что чуждо самой идее поста и Успенскому в особенности), подобно тому как само понимание смерти в христианстве свободно от того унылого духа, который характерен для ее обыденного понимания, воплощаемого во многих народных обычаях, например, в ритуальном плаче (вспомним, что основная мысль заупокойной службы — чаяние Воскресения мертвых и жизни будущаго века, потому и положено совершать ее в белых ризах).

Успенский пост — это строгость без уныния, собранность, подтянутость без суетливой скрупулезности и ожесточенности, и основная идея: наше духовное родство в Приснодеве.

Последние записи

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Новости

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

Новости

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница

Новости

День Святой Троицы. Пятидесятница

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2022
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика