4-я неделя Великого Поста
Пост — время покаяния, время, когда наши сердца из бесчувственных должны стать чуткими, из холодных и жестких стать теплыми и открытыми для людей и для Самого Бога. Пост — это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог, делая нас в Святых Тайнах причастниками Божественной природы. Это время примирения, а примирение — это радость Божия и наша радость; это — новое начало.
На последней (тридцатой) ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души, беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы».
Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 года и почитается Церковью как выдающийся устроитель монашества. 16-летним юношей он постригся в монашество на Синайской горе. Считается, что во времена жизни Лествичника на той территории спасалось, по крайней мере, несколько десятков отшельников. Несмотря на завидное образование, постигая азы монашеской мудрости Иоанн не превозносился ученостью, был скромен и прост в общении с ближними, во всём послушен духовнику. Иоанн пробыл в безмолвном отшельничестве около сорока лет. После сорокалетнего подвига отшельничества Иоанн, вопреки своим замыслам, встал во главе Синайской обители, сделался игуменом Синайской горы. В этом он видел Божественное предначертание. Духовное величие игумена Иоанна, при всей его кротости и смиренности, было столь признанным братиями монастыря, что они сопоставляли его с законоположником Моисеем, вождем ветхозаветного Израиля. Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана преподобными знаменитая «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству.
Книга «Лествица, возводящая к небесам» — это духовный опыт православия, показывает «ступени» восхождения человека к Богу. Иоанн Лествичник описывает путь в свободе, обретения бесстрастия (истинной свободы), через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, всё больше и больше, это — путь возгорания любви. В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько из его слов:
«Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом.
Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль".
И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына, Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу? — то вот еще короткий отрывок о молитве:
«Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей.
Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии.
И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу."
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.