Духовная весна на пороге
Пост, как известно, это время духовной весны, внутреннего расцвета, когда Церковь призывает нас отложить чрезмерное попечение о плоти и воспарить духом к Богу. Но никакой пост не будет угоден Творцу, если в нашем сердце остались обиды на других людей, или же в сердцах других людей остались обиды на нас.
Поэтому в преддверии поста мы акцентируем свое внимание на одном из самых удивительных и прекрасных «феноменов» межчеловеческих отношений — на прощении! Немыслима чистая молитва, приятная Богу, если в сердце нашем остались занозы обиды. Фальшивым и лукавым будет наше участие в великопостных покаянных службах, если мы не попросим прощения у тех, кого мы обидели и ранили, кого мы своими грубыми словами и поступками сбили с духовного пути.
Какая же это великая великодешием сила — прощение! Какие это великие своим смирением слова — «прости меня». Тот, кто хоть раз в жизни испытал на себе подлинную силу прощения, может сказать, что в тот момент его сердца коснулся Сам Господь — такая это духовная красота и чистота…
Но тот, кто в Церкви уже достаточно давно, десять, двадцать, пятьдесят лет, наверно чувствовал, что Прощеное Воскресенье порой тяготит душу: «ну вот, опять надо прощения просить у тех, с кем все равно отношения не меняются, кто вообще должен просить у меня прощения»…; или: «ну вот, опять она будет у меня формально, не искренне просить прощения, неужели не научилась за столько лет видеть свои грехи?»…
Дорогие друзья, давайте вспомним поучительный пример фарисея, ужаснемся самих себя и попросим изо всех сил Господа родить в нас настоящую, искреннюю молитву Мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному». Попросим Иисуса Христа открыть нам наши грехи, наши ядовитые слова, которые мы сказали в адрес наших близких людей. Пусть наше сердце хотя бы в этот день дрогнет и почувствует свою неправоту. И под тяжестью, практически мучительностью, этого ощущения родит искренние слова в адрес наших «жертв»: «прости меня, грешного»! Попросим Господа родить в нашем сердце великодушие и Божественное милосердие, чтобы когда к нам подойдет наш «недруг» со словами «прости меня», в нас не звучал внутренний голос «да, ты так сильно меня обидел, мне больно», а вырвался великодушный ответ: «прощаю, и ты меня прости, грешного». И тогда не надо будет прибавлять присловье, как мы, православные, очень любим, за самого Бога — «Бог простит!», — как бы скидывая всю ответственность на Него. Тогда мы в своем сердце почувствуем, как Он к нам приходит Своим Присутствием и Своим Духом!
Если мы не научимся прощать других, как же будем просить у Бога прощения за наши грехи?