Неделя о мытаре и фарисее
Неделя о мытаре и фарисее — это первая из подготовительных недель к Великому посту. Свое название она получила от известной Евангельской притчи, рассказанной Иисусом Христом, которая читается в этот день за воскресной Литургией.
Суть притчи в следующем: два человека пришли в храм помолиться. Один из них был фарисей, другой — мытарь (сборщик подати для римской казны). Оба они были абсолютно разными людьми, не похожими друг на друга.
Фарисеи, что означает чистые, были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями закона Моисеева. Они также были известны своим стремлением к его неукоснительному соблюдению, даже в мелочах.
К мытарям, которые считались в народе предателями, состоявшими на службе у римских аккупантов, иудеи относились с особой брезгливостью, считая для себя осквернением любое с ними общение.
И вот, находясь в храме, фарисей встал и молился про себя так: «Благодарю тебя Боже, что я не такой, как остальные люди — корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот такой, как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь».
А мытарь, став подальше, не мог глаз поднять к небу и говорил: «Боже, милостив будь ко мне грешному…».
Но именно он, как заключает притча, ушел домой более оправданным, ибо всякий, кто возвышает себя будет унижен, а кто принижает и тем самым смиряется, будет возвышен.
Храмовые богослужебные песнопения этой недели часто упоминают и варьируют эту тему — тему истинного и ложного покаяния, высокомерия и самопревозношения. Они как бы спрашивают нас накануне поста, не уподобляемся ли мы этому фарисею. Не молимся ли мы его тщеславной молитвой.
Возможно, что для обличения вот такого фарисейского поста церковный устав специально отменяет на грядущей седмице пост в среду и пятницу.
Следует отметить, что таких подготовительных к Великому посту недель несколько. И каждая из них носит свое название и имеет свой смысл. Это неделя о блудном сыне, о страшном суде и Прощёное воскресение, в котором вспоминается адамово изгнание.