ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ: ФЕНОМЕН СВЯТОСТИ. ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ БОГОСЛОВИЯ ПРОТОИЕРЕЕМ ВЛАДИМИРОМ БАШКИРОВЫМ

Prepodobniy_Siluan_Afonskiy_fenomen_svyatosti_Intervyubig

31 августа мощи преподобного Силуана Афонского, которые с 20 августа находились для поклонения верующих в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, отправились в Брянск. О богословском учении преподобного Силуана Афонского и о том, чем его труды могут быть полезны христианам, живущим в миру, рассказал доктор богословия, профессор Минской духовной академии протоиерей Владимир Башкиров.

 

                                                                                                                                                                                                           — Отец Владимир, давайте рассмотрим подробнее личность преподобного Силуана Афонского. Что из жития преподобного может почерпнуть для себя современный человек?

— Преподобный Силуан Афонский — это святой 20 века. Он скончался в 1938 году и почти всю свою сознательную жизнь провёл на Афоне. Это даже не житие в классическом смысле, это жизнеописание, которое оставил архимандрит Софроний (Сахаров). Он приблизительно 13 лет был учеником преподобного Силуана, слышал его, видел его и старательно записывал его слова. Из этих записей и состоит жизнеописание. В нём архимандрит Софроний, как человек действительно одарённый писательским талантом, выделил ряд элементов, поучительных для всех. Он описывал некоторые эпизоды, простые сами по себе, но в которых проявлялась мудрость преподобного Силуана Афонского. Он писал, что преподобный Силуан был человеком малограмотным, из крестьян, но обладающим красивым и проницательным умом.

Prepodobniy_Siluan_Afonskiy_fenomen_svyatosti_Intervyu_0831142843big

Всё, что говорил Силуан, похоже на афоризмы, например, молиться за людей — кровь проливать. Или, например, у христианина не может быть врагов, для него есть только люди, познавшие Бога и Бога не познавшие. Или вот ещё эпизод, который приводит Софроний (Сахаров) в жизнеописании Силуана Афонского, который говорил о жертве, которую принёс Христос, и приводил в пример рассказ одного монаха, который однажды вспоминал, что в детстве заболел и сквозь бред слышал разговор матери с отцом. Мать говорила: «Мне так жалко нашего мальчика, у меня сердце разрывается, я готова за него отдать жизнь, только бы наш мальчик выздоровел». Силуан Афонский говорил, что так и Господь отдал Свою жизнь, с такой же жалостью, с таким состраданием, глубиной проникновения в человеческую скорбь для того, чтобы мы с вами через приобщение к Его страданиям наследовали спасение.

Или, например, эпизод про курение. Преподобный Силуан ехал как-то в поезде, рядом с ним сидел купец, он вынул портсигар, серебряный, красивый, открыл его и предложил преподобному Силуану закурить. Преподобный ответил: «Я не курю». Купец рассуждал: «Ну что вы, батюшка, это же очень хорошо — курить, это помогает сосредоточиться, помогает человеку расслабиться. Это полезно для человека». Преподобный Силуан ответил: «А вы попробуйте прочитать «Отче Наш», например, перед тем как будете курить. Купец говорит: «Ну что вы, батюшка, как можно читать молитву перед курением?». Преподобный Силуан ему говорит: «Видите как, значит всякое дело, при котором не идёт молитва, не следует и начинать». Такие вот эпизоды, связанные с его жизнью. Они помогают человеку по-другому посмотреть на свою жизнь. Если прочитать его жизнеописание, а оно написано простым языком, то человек будет понимать, как себя вести в разных ситуациях. У преподобного Силуана было много посетителей, которые попали в беду, в нищету и не знали, что делать. Он находил для них слова, мудрые решения, оказывал духовную помощь. Они уезжали от него одухотворённые.

— Не всем известно жизнеописание преподобного Силуана Афонского. Что вы можете сказать о личности преподобного?

— Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых 20 века. Мощи его хранятся в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, он там подвизался всю жизнь, работал на мельнице, до сих пор там осталась его келья. Прославился этот человек своим удивительным аскетическим подвигом, который он совершал в простоте и без всякого апломба. Он просто делал своё дело, трудился на мельнице, носил мешки, молол муку и пребывал в состоянии непрерывной молитвы. Этот его подвиг привёл к тому, что он просветился Божественным светом, обрёл некоторое внутреннее духовное видение Божественных истин. Отсюда мудрость, которой он обладал. Будучи человеком малограмотным, он говорил такие удивительные слова, такие мысли высказывал, что, иногда, захватывает дух. Это удивительное явление — феномен святости. Когда человек только и делает, что исполняет заповеди Божие. Он живёт по совести, и эта жизнь приводит к тому, что человек вступает в ближайшее общение с Богом, познаёт Божественную реальность, она становится для него реальностью. У человека открывается внутреннее зрение.

Причисление Силуана Афонского к лику святых произошло через 50 лет после его смерти, в 80-е годы. Он был прославлен Греческой Церковью. Силуан Афонский является святым, который почитается во всём православном мире.

— Отец Владимир, прокомментируйте, пожалуйста, слова преподобного Силуана Афонского: «Держи ум свой в аде и не отчаивайся». Как следует понимать эту фразу?

— Это один из его афоризмов. Этими словами он просто подтверждает известную старую истину о том, что надо помнить о смерти. Есть два момента, которые зависят друг от друга и в духовной жизни важны — память о смерти и память о Боге. Этим Силуан Афонский говорит о греховности, о том, что человека может ожидать после смерти, если он не попытается освободиться от грехов, что будет способствовать его приближению к Богу, общению с Богом, которое есть молитва. Хотя эта фраза «держи ум свой в аде и не отчаивайся» звучит парадоксально. Потому что основное качество, которым будут отличаться те, кто будет в аду, это отчаяние, а отчаяние — это отсутствие надежды. Когда у человека нет надежды, это и есть состояние духовного отчаяния. В данном случае преподобный Силуан Афонский совершенно другое имеет в виду. То, что если ты будешь держать ум в аду, ты будешь помнить всегда о смерти и ты обретёшь надежду о Боге, у тебя появится память о Боге. Это то же самое, что сказано в притчах: «Помни день последний и ты никогда не согрешишь».

На Афоне есть традиция, когда после смерти монаха опускают в могилу, и он там находится 3 года, после останки извлекают. Если они освободились от плоти, значит всё с человеком благополучно, он принят в Небесные обители. Если плоть остаётся ещё на останках, тогда их ещё раз закапывают. Глава преподобного Силуана Афонского находится в специальной часовне на Афоне, где находятся мощи других святых. Главное, что при обращении к святому, прикосновении к его главе происходят чудеса, люди получают утешение, духовную пищу, люди чувствуют, что прикасаются не к мёртвым костям, а через это прикосновение происходит встреча со святым, который общается с ними через оставшуюся после него часть его тела.

— На ваш взгляд, зачем идти поклоняться мощам святого, если можно призывать его имя в молитве?

— Вы можете и молиться святому, это ваша воля. Нельзя человека заставить идти к мощам. Если он идёт, значит у него есть внутреннее тяготение к этому. Он, может, не понимает, зачем это делает, но интуитивно идёт, понимая, что произойдёт встреча со святым. Я расскажу вам эпизод из своей жизни. Когда я был в Иерусалиме, это было давно, нас привезли в монастырь Саввы Освящённого, там должна была состояться встреча с игуменом. Игумен задерживался и нам предложили пойти в собор помолиться у мощей. Я был тогда самый молодой в составе этой делегации. Подошла моя очередь. Я подошёл к мощам, нам открыли их. У меня были свои проблемы, которые я стал высказывать перед мощами. У меня было ощущение, что меня внимательно слушают. Что не только выслушивает меня святой, но и понимает, что я говорю и что хочу. Я вышел в изумлении. У меня было впечатление, как будто я разговаривал с живым человеком. Это то, что, наверное, движет людьми, когда они приходят к мощам и пытаются прикоснуться к святыне.

— В этом году православные верующие отмечают знаменательную дату – тысячелетие русского монашества на Святой горе Афон. Чем этот юбилей для нас так важен?

— 1000-летнее присутствие русского монашества на Афоне органически вписывается в монашеский подвиг, монашескую традицию Афона. Но, с другой стороны, через русских монахов, которые бывали на Святой Горе, распространялся по Руси опыт афонского монашества. Первым из русских, кто попал на Афон, по историческим сведениям, был преподобный Антоний Киево-Печёрский, основатель русского монашества. Он получил на Афоне благословение установить на Руси монашеские традиции.

Русские монахи приносили с Афона книги, литературные труды, которые на Руси ещё тогда не были известны. Такие книги как, например, творения отцов Русской Церкви, творения аскетических писателей, которые переводили на славянский язык. Эти книги распространялись по всей Руси, таким образом, русская грамотность связана непосредственно с Афоном и с афонской книжной традицией. Кроме того, русские монахи, которые бывали на Афоне, обретали там умение жить по-христиански и становились примером не только для монахов, но и для всех людей. С Афона пребывали и греческие монахи, например, Максим Грек, он закончил университет в Венеции, знал несколько языков, древние языки, итальянский, французский. Его пригласили для правки книг, но те труды, которые оставил он на Руси, претерпев мучительную и бедственную жизнь, поскольку его здесь не понимали, до сих пор поражают своей глубиной, полнотой. Эти труды были недавно переизданы.

В последнее время фиксируется упадок русского монашества на Афоне, но, тем не менее, мы фиксируем там и присутствие удивительных людей. Таких как, например, преподобный Силуан Афонский, архимандрит Софроний (Сахаров), архиепископ Василий (Кривошеин) — это все подвижники, но подвижники разного плана. Если, скажем, преподобный Силуан Афонский — это, действительно, подвижник и аскет, то эти остальные — учёные мужи. Архимандрит Софроний (Сахаров) подвижник в области аскезы, духовной жизни, а архиепископ Василий (Кривошеин) — в области исследований. Он оставил после себя значительные сочинения по анализу наследия Григория Паламы, церковного писателя 15 века, и Семеона Богослова, причём, он глубоко проник в их методологию понимания Божественного Откровения. Это значительные сочинения. Поэтому мы говорим о том, что 1000-летняя история Афона — это не столько история русского присутствия на Афоне, сколько присутствия Афона на Русской земле. И констатируем, насколько это присутствие Афона на Русской земле и русских на Афоне взаимообогощало друг друга и насколько оно было плодотворным и благословенным для русского христианства.

/ sobor.by/