Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Священник Марк Тайсон об уходе из Константинопольского патриархата: Я не «юридический перебежчик»

Настоятель Успенского храма в Блуфилде (США, Западная Вирджиния) священник Марк Тайсон покинул Константинопольский патриархат и перешел в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) в знак солидарности с канонической Православной церковью Украины.
Священник отмечает, что «аморальные и неканонические действия патриарха Варфоломея на Украине уже способствовали насилию в отношении канонической Церкви», и это насилие будет нарастать. В интервью «Правмиру» священник рассказал о своем служении в США, причинах ухода и дальнейших планах.
Священник Марк Тайсон об уходе из Константинопольского патриархата: Я не “юридический перебежчик”
Отец Марк. Фото: pstgu.ru

— Вы долгие годы служили в Карпато-Русской епархии. Почему именно в ней? Как вы стали священником?

— Моя история с Американской Карпаторусской Православной Епархией (дальше: АКПЕ) начинается в 1990 году. Летом того года я провел шесть недель в Москве, изучая русский язык в Московском институте стали и сплавов, «МИСиС». Это была программа при ACTR, или «АСПРЯЛ» — Американском совете преподавателей русского языка и литературы. Я находился там вместе с большой группой студентов со всех концов США, и наш студенческий состав жил в общежитии в окрестностях Беляево.

На тот момент я считал себя бывшим католиком. Я был больше заинтересован в игре на гитаре с моими друзьями и в советском шампанском, чем в религии. Туристическая поездка — вот что привело меня в Православие.

С новыми знакомыми я посетил Новодевичий монастырь. Гуляя, мы зашли в Церковь Успения, где в тот момент служилась Божественная литургия.

Я был потрясен торжественностью служения и благоговением людей вокруг нас. Я смог понять только одну фразу — «Господи, помилуй!».

Однако, как мы все знаем, нам не дано испытать Божью благодать с помощью человеческого разума или логики; Божественное Присутствие ощущается нашей душой.

Преисполнившись чувством молитвы вокруг меня, я отошел купить свечку в ларьке, где работающая там бабушка отказалась взять деньги. Она радушно подала мне свечу со словами «держи, сынок!». Я никогда не забуду этот момент.

Позже, когда я вернулся в США, моя невеста (теперь уже жена, с которой мы вместе 27 лет) и я стали активными членами Римско-Католической Церкви. При нашем посещении обители в Вашингтоне, округ Колумбия, монахини сообщили нам, что через улицу располагается православный монастырь! Выяснилось, что этот монастырь находился под омофором Митрополита Николая, правящего архиерея Американской Карпаторусской Православной Епархии. Я часто ходил туда на службу, и спустя несколько месяцев, уже в 1991 году, я всерьёз начал задумываться о сане священника.

Мы посетили епархиальный центр в Джонстауне, штат Пенсильвания, и после одного года магистратуры в Иллинойсе я поступил в семинарию Христа Спасителя при АКПЕ. После этого мой путь в священнослужители был проложен — меня и мою жену приняли в приход Трех святителей Американской архиепископии на Пятидесятницу 1992-го года. После семинарии я был рукоположен в сан диакона 24-го декабря 1993 года, а в священники — 10-го сентября 1995 года.

Отец Марк с семьей. Фото: stmarysbluefield.org

Я задумывался, не слишком ли быстро все произошло? Возможно, было бы лучше, если бы я остался ‘дозревать' в моей новой вере в течение нескольких лет как прихожанин, — но на все была воля Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая. Я благодарен Богу, что Он позволил мне остаться при его алтаре все эти годы, и с любовью сберег меня в священстве.

— Расскажите о храме Успения и приходе.

— Приход, при котором я служил практически семнадцать лет, называется Церковью Успения Пресвятой Богородицы в Блуфилде, штат Западная Виргиния. Исторически церковь была основана старой Русской Митрополией при угольных месторождениях, затем, в 1964-ом году, приход перешел в АКПЕ. Первоначальная церковь была возведена в 1912 году на территории Элкхорна; новый же приход был построен в Блуфилде в 2000-м году, 6-го мая, когда председательствовал Митрополит Николай.

В этот приход меня назначили поздним ноябрем 2001-го года. Трое из шести наших детей родились здесь; когда мы переехали, нашему старшему сыну было шесть лет. Можно сказать, бОльшая часть истории нашей семьи прошла именно в теплых объятиях этой уникальной общины.

Прихожане первые переселились в Блуфилд; за ними же последовал и приход. Посещаемость в Элкхорне была низкой — тогда люди решили, что на новом месте шансы выжить у церкви выше. Как сказал наш праведный благодетель Юстас Фредерик: «Мы надеялись дать шанс православию на юге Западной Виргинии (продержаться) еще 100 лет.»

Приход, по моему мнению, является одним из наилучших в епархии. Это «всемирная» православная церковь (Pan-Orthodox), где встречаются прихожане из Грузии, Украины, Румынии, Ливана и Греции, наряду с потомками карпаторусских первооснователей. Также в приходе есть и новообращенные, пришедшие в православие уже взрослыми.

Я с тяжелым сердцем прощался с этими чудесными и щедрыми людьми. Я надеялся быть похороненным при приходе, что мы зовем [приходом] Святой Марии. В 2005 году моя семья приобрела ферму в соседней Виргинии. Мы с моей женой имеем участки на кладбище Крестовоздвиженского монастыря в Уэйне, Западная Виргиния. Я никогда не планировал покидать ни приход, ни епархию. К сожалению, решение за меня было принято иерархами и политиками за много миль от меня.

Фото: stmarysbluefield.org

— В вашем письме чувствуется боль и переживание за Украину. Как давно и насколько пристально вы следите за событиями на Украине? Есть ли у вас связь с Украиной? Знакомы ли вы с владыкой Онуфрием?

— Ситуация на Украине очень тревожна для любого православного христианина, который следит за новостями в церковном мире. Хотя некоторые могут не согласиться со мной, я считаю, что это большая ошибка для всех нас — считать, что-то, что происходит в Киеве или Стамбуле, не касается местных общин. Церковь является наднациональной, она существует превыше всех наций. Мы все являемся частью бОльшего целого, и мы должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими.»

Хотя лично я никогда не встречал Митрополита Онуфрия, но знаю священнослужителей, которые были с ним знакомы, и я считаю, что его отношение к нынешнему церковному вопросу своей страны не иначе как героическое. Я следил за новостями о насильственных изъятиях канонических приходов раскольниками, и я заметил несколько реакций со стороны священнослужителей украинской церкви. Ответ однозначно мирный, молитвенный и непоколебимый.

Зная о происходящем, мне пришлось с прискорбием, но с твердостью отказать молодому украинскому студенту в допущении ко Святому Причастию, когда прошлой весной он поинтересовался, что именно ему необходимо сделать, дабы принимать участие в Таинствах в нашем приходе. Он сообщил мне, что принадлежал «Филарету», я объяснил ему, что его «церковь» находится в расколе и не признается Православным Патриархатом. Что примечательно, с решением отказать молодому человеку в ‘общении' с нашей церковью согласился и мой епископ в Джонстауне.

Я намного лучше осознал эту ситуацию после встречи Патриарха Кирилла с Патриархом Варфоломеем в Константинополе 31 августа 2018 года. Вскоре после этого события мне стало ясно, что я не могу больше оставаться в составе Вселенского Патриархата, пока нераскаявшимся раскольникам даруют автокефалию. Я надеялся и молился, что Патриарх Варфоломей поймет, насколько безрассудно было поддерживать общение с такими людьми, но он пошел в другом направлении. Когда он пообещал автокефалию националистам и их последующее восстановление в ‘каноническим статусе', он оставил незаживающую рану в Теле Церкви, что не заживет еще долгое время.

Тех, кто обвиняет меня в необдуманных высказываниях и в том, что я действовал «сгоряча», я хотел бы спросить: сколько канонических церквей нужно изъять силой, чтобы понять, что Патриарх Варфоломей совершил грубую ошибку?

Сколько понадобится переломанных костей? Сколько священников должны быть высмеяны и выкинуты на улицу? И сколько потребуется убийств, чтобы мы наконец открыли глаза на эту новую и кошмарную реальность? Все вышеперечисленное уже свершилось. Около пятидесяти приходов канонической церкви были попраны и разрушены ее же раскольниками. Раскольники, наряду с представителями государства, угрожают конфисковать всю каноническую собственность в ближайшем будущем. Эта ситуация может легко превратиться в гражданскую войну.

Мы должны тщательно изучить пятый пункт заявления, изданного Вселенским Патриархатом 11-го октября. Фанар явно обеспокоен проблемой насилия, направленной против приходов канонической церкви. Патриархия утверждает, что является объединяющей силой и преследует миротворческие цели для решения конфликта на Украине, но последние акты агрессии подрывают эти заявления. Я считаю, что они не только не прекратятся, но и приумножатся.

— Вы перешли в РПЦЗ, а ваш приход? Остался? Последовал ли кто-то из ваших прихожан за вами?

— Я покинул Патриархат и свою епархию 15 октября, в день, когда Москва прервала евхаристическое общение с Константинополем. Я старался избежать поминовения памяти Патриарха любой ценой. Того, кто разжег раскол, вторгаясь на каноническую территорию другого епископа. Того, кто «восстановил» в сане отлученное духовенство без какого-либо раскаяния с их стороны, с их основным путем к славе в виде безудержного национализма и ненавистью к канонической церкви, ненавистью, соразмерной с идолопоклонством.

Они поклоняются не Святой Троице, а украинскому государству, что диаметрально противоположно всему русскому. Каноническая Церковь Украины является безусловной и естественной (здесь: «органичной») частью Московского Патриархата, и националисты надеются на ее полное уничтожение.

Я надеялся, что если смогу убедительно продемонстрировать фактическую ситуацию своим прихожанам, то они проголосуют покинуть Патриархат вместе со мной. К сожалению, после многочисленных юридических консультаций, я пришел к выводу, что мои действия приведут к судебному иску со стороны епархии, и нынешний митрополит в конечном счете вернет приход обратно во Вселенский Патриархат Константинополя.

У меня не было цели привести приход к мятежу, со всеми негативными духовными и материальными последствиями, которые несомненно возникнут в процессе. Я понял, что мой уход будет лучшим решением для нас всех.

Небольшая группа прихожан выразила свое желание покинуть приход Святой Марии. Большинство людей в приходе остались верны епархии. Я уважаю это решение. Они хотят удержать и сохранить свою общину, дать надежду приходу на будущее с епархией, которой они принадлежат уже пятьдесят четыре года. ­­­­­

Их нельзя обвинить за особое внимание к внутренним и локальным вопросам, так же, как и за то, что они менее озабочены действиями Патриарха Варфоломея на Украине, чем я. Я считаю, что миряне несут меньше ответственности за реакцию на такие решения, чем священник.

Я люблю их всех, и я очень огорчен, что мое решение причинило им боль. Тем не менее, действия Патриархата подвели мою душу к черте, через которую я не смог переступить.

Фото: stmarysbluefield.org

— В комментариях к новости о вашем переходе в блоге протодиакона Андрея Кураева один из пользователей предположил, что ваш переход в РПЦЗ мог быть вызван поиском более выгодных материальных условий служения. Что бы вы могли ответить на это?

— Портал диакона Кураева был одним из первых интернет-ресурсов, что сообщил о моем решении покинуть Вселенский Патриархат. Для меня было очень болезненно читать некоторые комментарии, в которых утверждали, что мой уход связан с финансовой выгодой. В моем прежнем приходе у меня была очень комфортная зарплата — от которой я отказался. Доход моей семьи упал на 75%. Доплаты страхового полиса — теперь наша ответственность.

На данный момент я приставлен к приходу Русской Православной Церкви Заграницей в полутора часах езды от моего дома. Там я являюсь вторым служащим священником, и я отказываюсь принимать священническую зарплату — мне кажется правильным претендовать на нее только после нескольких лет служения, а сейчас я отказываюсь просить ректора делить со мной его доход. На данный момент мой новый приход помогает мне с оплатой счетов — недавно мне выделили значительную сумму денег из благотворительного фонда. Я очень благодарен им за столь щедрый поступок, но я знаю, что мне необходимо найти работу, которая будет покрывать все расходы моей семьи.

Недавно модератор одного известного православного блога поинтересовался, создал ли я свой собственный краудфандинговый сайт. Он хотел внести пожертвование, и призвать других поступить так же. И хотя я очень признателен ему за его доброту, я ни на минуту не рассматривал такой вариант. Создание такого сайта лишь подтвердило бы циничное предположение некоторых пользователей блога отца Кураева, что мое решение было сделано из корыстных побуждений, и тех людей, кто согласен с этим мнением.

Суммируя вышесказанное, я не получил никакой материальной выгоды от своего решения уйти из Вселенского Патриархата, наоборот, я в поиске работы, чтобы обеспечить свою семью.

Стоит заметить, что Митрополит Иларион и Восточно-Американская Епархия дали мне кое-что более значимое, чем денежная компенсация — они дали мне возможность служить со спокойной душой.

— Какая реакция последовала на ваше решение со стороны Константинопольского Патриархата? Со стороны знакомых, друзей, прихожан?

— Преобладающими реакциями моих друзей и братьев по епархии были шок, удивление, и даже гнев. Меня обвинили в «отказе» от своего прихода и епархии. Теперь некоторые характеризуют меня как неблагодарного фанатика, который отрёкся от своей епархии, которая сделала для него всё. Всё это искажает истинную суть моего ухода. Я никогда не хотел покидать свой приход и епархию — пока Патриархат не совершил беспрецедентные акты агрессии по отношению к канонической Церкви Украины. Мое решение было связано с действиями Константинополя, но ни в коем случае не Джонстауна или Блуфилда.

В бывшей епархией я пробыл двадцать шесть лет, с приходом — семнадцать лет, было больно и трудно оставить их. Это не было моим добровольным выбором — Патриархат вынудил меня поступить так.

Слава Богу, что есть и те (включая моих бывших прихожан), кто отнесся с пониманием и поддержкой ко мне и моей семье на протяжении всех этих потрясений и перемен. Митрополит Иларион был неизменно добр и внимателен к моим просьбам и потребностям.

Священнослужители Восточно-Американской Епархии приняли меня с распростёртыми объятиями, когда я посетил Генеральную Ассамблею в Хауэлле, штат Нью-Джерси. Мой нынешний ректор является образцом доброты и щедрости. Я даже получил несколько писем со словами ободрения от священников, с которыми я никогда не встречался. Всех я искренне благодарю за поддержку.

Фото: pstgu.ru

— Если все решения Константинополя по Украине будут отменены, а евхаристическое общение с Русской Церковью будет восстановлено, рассматриваете ли вы возможность возвращения в Карпато-Русскую епархию КП?

— Если бы Патриархаты Москвы и Константинополя восстановили евхаристическое общение (что мне кажется маловероятным), я бы не спешил вернуться. Я не «юридический перебежчик». Я посвятил половину своей жизни моей бывшей епархии, оставшуюся половину я отдам служению Церкви, что приняла меня и предоставила убежище. Я надеюсь, что время и здравый смысл помогут восстановиться всем пострадавшим от серьёзных нарушений Патриарха Варфоломея.

Я рассчитываю, что наступят лучшие времена, и я был бы рад навестить и провести службу со своими старыми друзьями из АКПЕ. Но я чувствую долю правды в пословице «вы не можете вернуться домой снова». (В одну реку нельзя войти дважды)

Я прошу всех своих бывших прихожан, братьев и сестер по епархии не судить меня строго, но попытаться понять, что мой уход, мое «отступление», были настолько же болезненными для них, как и для меня и моей семьи. Да благословит нас Господь, и поможет нам всем!

Последние записи

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Новости

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

Новости

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница

Новости

День Святой Троицы. Пятидесятница

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2022
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика