СВЯТЫЕ БЕЛАРУСИ
На иконе «Собор Белорусских святых» — почти 80 угодников Божиих. Это святители, мученики, преподобные, благоверные, праведные, есть среди святых одна блаженная. При жизни они были князьями, монахами, крестьянами, священниками, светскими людьми… Каждый из них прошел свой уникальный путь служения Христу и людям, возлюбив Бога и ближнего.
Кому-то из белорусских святых молитвы возносились веками, как преподобной Евфросинии Полоцкой. Кто-то канонизирован недавно, как праведный Иоанн Кормянский. Кто-то сначала был прославлен как местночтимый. Святые Беларуси оставили след не только в церковной и духовной жизни страны и народа, но и в истории, культуре, литературе, просвещении и дипломатии. В 1984 году Русской Православной Церковью был установлен праздник в честь Собора Белорусских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. У каждого святого есть день памяти. Знакомясь с житиями угодников Божиих, невозможно не почувствовать параллель духовной и исторической жизни этой красивой, многое претерпевшей православной земли.
Епархии Полоцкая, Туровская, Могилевская… Смоленская
Полоцкая и Туровская епархии в Беларуси — самые древние. В XII и XIII столетиях там начинали проповедовать Православие первые правящие архиереи. На их долю выпало миссионерство в народе, поклоняющемся языческим идолам и силам природы. В первые века Православия на Беларуси служили Господу и людям святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, чья жизнь — непростое, но благодатное служение, положившее начало спасительному пути целого народа и его истории. Тогда же в монастырях подвизались преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
Икону святой преподобной Евфросинии Полоцкой сегодня можно увидеть в каждом храме Беларуси, а нередко — и в школе, и в православном доме. Ее почитают как просветительницу, покровительницу учеников и образования. Отказавшись от княжеского титула ради монашества, Евфросиния стала одной из выдающихся просветительниц своего времени. В XII веке в Беларуси благодаря ей обучались грамоте отроки и отроковицы, в основанных ею монастырях располагались учильни, библиотеки и скриптории — научные центры Средневековья. Святая переписывала книги, строила храм, собирала святыни со всего мира, чтобы соединить их в мощевике, известном как Крест Евфросинии Полоцкой. Преподобная дважды проделала путь до Иерусалима.
Святитель Кирилл Туровский
Свт. Кирилл Туровский также заботился о просвещении, писал богословские труды, акафисты, молитвы. Сегодня известно около двух десятков его литературных произведений. Кроме того, Кирилл Туровский был первым известным на Руси столпником и затворником.
В XII столетии на белорусских землях существовала Смоленская епархия, которую прославил блгв. Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Он строил монастыри и храмы, его благочестивая жизнь была примером добродетели и проповедью Православия.
Святитель Георгий (Конисский)
В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась единственная православная епархия с центром в Могилеве. Возглавлял ее свт. Георгий (Конисский). Он собрал и систематизировал множество древних грамот, был увлечен наукой, при нем на одной из колоколен Могилева был установлен телескоп. А.С. Пушкин написал о святителе: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории».
Подвиг даже до смерти
Из 77 белорусских святых 51 — мученик. Прп. Елисей Лавришевский жил в XIII столетии. По преданию, он был княжеским сыном и занимал высокую должность при дворе основателя ВКЛ князя Миндовга. Душой не принимая язычество, распространенное в тех землях, он покинул мир, оставил власть и основал монастырь на берегу Немана. Монастырь стал лаврой и центром просвещения. Святой был убит юношей-слугой, которого духовно окормлял. После обретения мощей прп. Елисея засвидетельствовано много исцелений, в том числе и бесноватого, поднявшего руку на своего духовника.
Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий
Два брата, Антоний и Иоанн, а также Евстафий, «от страны литовской, огню служившие подобно единоязычным их… благочестие и христианство возлюбившие», состояли при дворе великого князя Литовского Ольгерда в середине XIV века. Именно за принятие христианства они претерпели мученическую кончину. Как бы ни сильны были языческие обычаи на северо-западе Великого княжества Литовского, после подвига мучеников Православие в литовских землях укрепилось. Антоний, Иоанн и Евстафий почитаются как первые на Беларуси мученики ради Христа.
Преподобномученик Афанасий Брестский
Тяжелым испытанием для Православия стало принятие Брестской унии в 1596 году. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились прмчч. Макарий Пинский и Афанасий Брестский, сщмч. Никифор (Кантакузин), который был греком из Константинополя, но боролся против унии в Речи Посполитой и принял здесь мученическую смерть. Прмч. Афанасий Брестский прошел сложный жизненный путь: служил учителем при дворе канцлера Льва Сапеги, уже будучи монахом, ходил в Москву к русскому царю за помощью в строительстве монастыря, дважды выступал в сейме Речи Посполитой перед депутатами и королем против унии, был пленен и казнен в Варшаве в начале XVII века. А в конце того же столетия еще один святой — мученик младенец Гавриил Белостокский — был убит сектантами. Святому младенцу Гавриилу молятся о помощи детям.
Тяжелым потрясением для Церкви стали революционные события 1917 года и их последствия. В советское время появилось огромное количество новомучеников, пострадавших за веру. Имена священников и монахов, загубленных в лагерях, казненных в застенках НКВД, отказавшихся предать Христа, вошли в лик Собора Белорусских святых. В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиеп. Рижский, Митрофан, архиеп. Астраханский, Иоасаф, еп. Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, еп. Рыльский, а также свт. Гавриил, архиеп. Рязанский. Все эти подвижники были связаны с землей Белорусской, поэтому их имена включены в Собор Белорусских святых.
Святая праведная София, княгиня Слуцкая
Святые жены и девы
Среди православных белорусских святых подавляющее число — мужчины. Но есть несколько имен, с которыми связаны судьбы удивительных жен и дев, преданных вере Христовой. В Свято-Духовом кафедральном соборе Минска покоятся мощи прав. Софии Слуцкой. Юная княгиня пошла против унии и встала на защиту народа и православных святынь в принадлежавшем ей Слуцке. София убедила своего мужа-кальвиниста выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать ее подданных к смене вероисповедания. Благодаря этому Слуцк стал единственным городом Великого княжества Литовского, оставшимся независимым от Рима. Умерла княгиня в родах в 1612 году, прожила всего 26 лет. Ее мощи нетленны, у них молятся о даровании детей.
Святая праведная княжна Иулиания Ольшанская прожила всего 16 лет, ее короткая судьба выпала на первую половину XVI века. По молитвам к ней православные женщины получают помощь в исцелении от депрессии и душевных болезней.
Икона блаженной Валентины Минской работы сестер Свято-Елисаветинского монастыря
В 2006 году была канонизирована святая ХХ века — блж. Валентина Минская. Св. Валентина пережила немало потрясений: ее мужа и родных репрессировали, имущество отобрали, оставив ей только небольшую холодную сторожку, где она пролежала более 30 лет на одре немощи. Господь наградил ее даром прозорливости и молитвы. Ее подвиг — в сохранении православной веры и традиции в безбожное время. На ее могилке всегда многолюдно — молитвами святой люди обретают помощь. Семья блаженной Валентины дала трех святых: ее сестры были замужем за священниками, которые прославлены в лике новомучеников.
В 2007 году канонизирована прп. Манефа Гомельская, жизненный путь которой также пришелся на безбожные времена.
Икона «Собор новомучеников и исповедников Белорусских»
Собор Белорусских святых в ХХI веке
В одном из монастырей Гомельской епархии, почти на границе с Россией, покоятся мощи святого праведного Иоанна Кормянского. Батюшка стяжал дар прозорливости, его при жизни почитали за старца. С его упокоением в 1917 году закончился мирный период истории Церкви в Беларуси. Мученичество ради Христа в ХХ веке на многострадальной белорусской земле приняли тысячи православных. Из их числа Господь открыл судьбы 23 новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.
Собор святых земли Белорусской пополняется. Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских святых причтен сщмч. архидиакон Никифор (Кантакузен), официальный представитель Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском, он принял мученическую кончину от католической власти после того, как мужественно защищал Православие на Брестском Церковном Соборе 1596 года.
Не забыты святые, которые подвизались в более давние времена, — также вошли в состав Собора Белорусских святых в 2002 году. Блгв. Борис, князь Туровский, сын великого князя Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, — его мощи нетленны. Благоверная княгиня Евпраксия Псковская родилась и училась в Полоцке, была убита в 1243 году в Пскове. Преподобный Геннадий Могилевский был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году, его нетленные мощи покоятся в Костроме. Преподобный Феодор Острожский, потомок князей Рюрика и Владимира, происходил из рода князей Турово-Пинских, воевал, сражаясь за свои земли, участвовал в знаменитой Грюнвальдской битве против тевтонцев. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, его мощи находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Преподобная Харитина, княжна Литовская, из-за междоусобиц уехала в Новгород, приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре, почила в 1492 году; рака с ее нетленными мощами — в новгородской церкви Петра и Павла.
«Плод добр принесем…»
Вчитываясь в жития святых, словно прикасаешься к истории — так тесно переплетены их судьбы с событиями времени и мира. Через жизнь и подвиги святых людей эти события приобретают духовную окраску. Все они горячо любили жизнь и свою родную землю, ратовали за истину и веру и духовным взором устремлялись в вечность, шли за Христом. А нам — следовать за ними, не теряя пути. Может быть, по Божией воле и мы, каждый по своим силам, как поется в тропаре, «в вере и делех плод добр принесем».
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru