Князь Владимир и начало школы на Руси
Крещение Руси в 988 г. положило начало новой эпохе в деле духовного воспитания славян.
Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное», а Вологодско-Пермская летопись уточняет: «князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». Так в Киеве впервые была создана школа первой ступени — школа грамоты, которая заложила основу для образования в Руси.
Первые училища — дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде. А в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Полоцке при княжеском дворе или Софийском соборе также существовала школа, но известий о ней не сохранилось, поскольку полоцкие летописи утрачены, однако уровень культуры — о чем можно судить по сохранившимся памятникам книжности, книгописания и зодчества — позволяет с уверенностью говорить и о высоком уровне образования в Полоцкой земле.
Обучение в школе начальной ступени на Руси начиналось обычно с 7 лет. И продолжалось около двух лет. Учитель обучал 8−10 учеников по рукописным или, позднее, печатным книгам. Как пишут историки, вначале дети заучивали азбуку, а затем уж принимались за слоги. Вслед за азбукой усваивали богослужебные тексты, последования и правила. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети также получали навыки счета, приобретаемые в процессе игры.
В учебных программах видное место отводилось пению. Отсюда и популярная прежде пословица: «У Николы две школы: азбуку учат да канун твердят» (канун — церковная песнь).
Школы второй ступени в свою программу включали: грамматику, риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию, что было характерно для школ этого типа в Византии. В особых школах существовало обучение иностранным языкам.
Обучение грамоте и обучение духовным основам веры воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени. Так, в «Изборнике Святослава» (1073г.) более 380 статей касались самых разных областей знания: библейской экзегетики, богословия, философии, истории, зоологии и ботаники, медицины и антропологии, астрономии, календаря, литературных приемов художественной выразительности, грамматики.
Грамматика включала в себя изучение и толкование текстов Священного Писания: Евангелия, Псалтыри и некоторых библейских книг. Важное место отводилось риторике — обучению навыкам красиво говорить и писать. Образцами риторского искусства служили произведения Иоанна Златоуста, которые пользовались на Руси широкой известностью.
Перечисленные виды обучения, а также учреждение школ при церквах под руководством духовенства свидетельствуют о духовно-воспитательном характере учения в таких школах. Церковно-приходское обучение возникло на Руси вместе с церквами. Оно было доступно каждому и имело прежде всего духовно-воспитательный характер. Главною целью церковно-приходской школы была не грамота, не книжность, но просвещение учащихся светом учения Христова, воспитание любви к церкви православной, послушание ее заповедям, добрая жизнь по вере.
Михаил МИРОНЕНКО