Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Князь Владимир и начало школы на Руси

Крещение Руси в 988 г. положило начало новой эпохе в деле духовного воспитания славян.

Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное», а Вологодско-Пермская летопись уточняет: «князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». Так в Киеве впервые была создана школа первой ступени — школа грамоты, которая заложила основу для образования в Руси.

Первые училища — дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде. А в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Полоцке при княжеском дворе или Софийском соборе также существовала школа, но известий о ней не сохранилось, поскольку полоцкие летописи утрачены, однако уровень культуры — о чем можно судить по сохранившимся памятникам книжности, книгописания и зодчества — позволяет с уверенностью говорить и о высоком уровне образования в Полоцкой земле.

Обучение в школе начальной ступени на Руси начиналось обычно с 7 лет. И продолжалось около двух лет. Учитель обучал 8−10 учеников по рукописным или, позднее, печатным книгам. Как пишут историки, вначале дети заучивали азбуку, а затем уж принимались за слоги. Вслед за азбукой усваивали богослужебные тексты, последования и правила. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети также получали навыки счета, приобретаемые в процессе игры.

В учебных программах видное место отводилось пению. Отсюда и популярная прежде пословица: «У Николы две школы: азбуку учат да канун твердят» (канун — церковная песнь).

Школы второй ступени в свою программу включали: грамматику, риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию, что было характерно для школ этого типа в Византии. В особых школах существовало обучение иностранным языкам.

Обучение грамоте и обучение духовным основам веры воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени. Так, в «Изборнике Святослава» (1073г.) более 380 статей касались самых разных областей знания: библейской экзегетики, богословия, философии, истории, зоологии и ботаники, медицины и антропологии, астрономии, календаря, литературных приемов художественной выразительности, грамматики.

Грамматика включала в себя изучение и толкование текстов Священного Писания: Евангелия, Псалтыри и некоторых библейских книг. Важное место отводилось риторике — обучению навыкам красиво говорить и писать. Образцами риторского искусства служили произведения Иоанна Златоуста, которые пользовались на Руси широкой известностью.

Перечисленные виды обучения, а также учреждение школ при церквах под руководством духовенства свидетельствуют о духовно-воспитательном характере учения в таких школах. Церковно-приходское обучение возникло на Руси вместе с церквами. Оно было доступно каждому и имело прежде всего духовно-воспитательный характер. Главною целью церковно-приходской школы была не грамота, не книжность, но просвещение учащихся светом учения Христова, воспитание любви к церкви православной, послушание ее заповедям, добрая жизнь по вере.

Михаил МИРОНЕНКО

Последние записи

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Новости

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Митрополит Филарет. Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси

Новости

Митрополит Филарет. Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси

По имени и житие…

Новости

По имени и житие…

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2021
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика