Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Князь Владимир
  • Богослужения
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Неделя 1-я по Пятидесятнице

Все святые. Миниатюра из Киевской Псалтири, 1397 г.

Тро­парь празд­ни­ка, гл. 4. Так как во всем ми­ре[1] кро­вью му­че­ни­ков Тво­их, как баг­ря­ни­цею и вис­со­ном [пур­пур­ной тка­нью], Цер­ковь Твоя укра­си­лась, — то их го­ло­са­ми она взы­ва­ет к Те­бе, Хри­сте Бо­же: «Нис­по­шли щед­рые да­ры на лю­дей Тво­их, да­руй мир все­му со­об­ще­ству (слав. жи­тель­ству)[2] Тво­е­му и ду­шам на­шим ве­ли­кое ми­ло­сер­дие!»

Кондак празд­ни­ка, гл. 8. Как пер­вые пло­ды при­ро­да при­но­сит сво­е­му са­дов­ни­ку, так и Все­лен­ная (Эку­ме­на) при­но­сит Те­бе, Гос­по­ди, бо­го­нос­ных му­че­ни­ков. По их мо­лит­вам и за­ступ­ни­че­ству Бо­го­ро­ди­цы в со­вер­шен­ном ми­ре со­хра­ни Твою Цер­ковь и Твое со­об­ще­ство (жи­тель­ство), о Мно­го­мило­сти­вый!

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Евр.11:33−12:2. — За­ча­ло 330)

[Ве­ра древ­них и ко­неч­ное со­вер­шен­ство]

[Бра­тья, все свя­тые] ве­рою по­ко­ри­ли цар­ства, до­би­лись пра­вед­но­сти, по­лу­чи­ли обе­щан­ное, за­гра­ди­ли па­сти львов, по­га­си­ли си­лу ог­ня, из­бе­жа­ли острия ме­ча, по­лу­чи­ли си­лу в немо­щах, ста­ли креп­ки­ми на войне и от­ра­зи­ли пол­ки чу­жих. Бы­ли жен­щи­ны, по­лу­чив­шие мерт­вых сво­их вос­крес­ши­ми. Дру­гие же бы­ли за­му­че­ны, от­ка­зав­шись от осво­бож­де­ния, чтобы до­стиг­нуть луч­ше­го вос­кре­се­ния. Иные же ис­пы­та­ли глум­ле­ния и би­че­ва­ния, а так­же узы и тем­ни­цы; бы­ли по­би­ты кам­ня­ми, под­верг­ну­ты пыт­кам, пе­ре­пи­ле­ны, умер­ли от ме­ча, про­ве­ли жизнь в ски­та­ни­ях в ове­чьих шку­рах и ко­зьих ко­жах, тер­пя нуж­ду, угне­те­ния, озлоб­ле­ния. Те, ко­то­рых весь мир не был до­сто­ин, блуж­да­ли по пу­сты­ням и го­рам, по пе­ще­рам и зем­ным уще­льям (букв. по от­вер­сти­ям зем­ли).

И все они, за­сви­де­тель­ство­ван­ные через ве­ру, не по­лу­чи­ли обе­щан­но­го, по­то­му что Бог преду­смот­рел для нас нечто луч­шее: чтобы они вме­сте с на­ми до­стиг­ли со­вер­шен­ства.

По­это­му и мы, имея во­круг се­бя та­кое об­ла­ко сви­де­те­лей, от­ло­жив вся­кое бре­мя и лег­ко опу­ты­ва­ю­щий нас грех, бу­дем с тер­пе­ни­ем про­хо­дить пред­ле­жа­щее нам по­при­ще[3], взи­рая на На­чаль­ни­ка и Со­вер­ши­те­ля ве­ры, Иису­са, Ко­то­рый, вме­сто пред­сто­я­щей Ему ра­до­сти, пре­тер­пел крест, пре­зрев по­зор, и вос­сел по пра­вую сто­ро­ну пре­сто­ла Бо­жия.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Мф.10:32−33, 37−38, 19:27−30. За­ча­ло 38)

[Усло­вия сле­до­ва­ния за Хри­стом и ко­неч­ная на­гра­да]

[Ска­зал Гос­подь Сво­им уче­ни­кам:] «Вся­ко­го, кто приз­на́ет (ис­по­ве­да­ет) Ме­ня пе­ред людь­ми, приз­на́ю (ис­по­ве­даю) и Я пе­ред От­цом Мо­им Небес­ным; а кто от­ре­чет­ся от Ме­ня пе­ред людь­ми, от то­го от­ре­кусь и Я пе­ред От­цом Мо­им Небес­ным.

Кто лю­бит от­ца или мать боль­ше, чем Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня; и тот, кто лю­бит сы­на или дочь боль­ше, чем Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня; и тот, кто не бе­рет на се­бя крест и не идет за Мною, недо­сто­ин Ме­ня.

То­гда Петр, от­ве­чая Ему, ска­зал:

«Вот, мы оста­ви­ли всё и по­шли за То­бой; что нам бу­дет за это?»

А Иисус ска­зал им:

«Во­ис­ти­ну го­во­рю вам: в но­вом рож­де­нии (об­нов­лен­ном бы­тии), ко­гда вос­ся­дет Сын Че­ло­ве­че­ский на пре­сто­ле сла­вы Сво­ей, вос­ся­де­те и вы на две­на­дца­ти пре­сто­лах су­дить две­на­дцать ко­лен (пле­мен) Из­ра­и­ля. И вся­кий, кто оста­вил до­ма́, или бра­тьев, или се­стер, или от­ца, или мать, [или же­ну,] или де­тей, или по­ля́ (зе́мли) име­ни Мо­е­го ра­ди, — по­лу­чит во сто крат и уна­сле­ду­ет жизнь веч­ную.

Но мно­гие ста­нут из пер­вых — по­след­ни­ми, а из по­след­них — пер­вы­ми".

По­сле Тро­и­цы. Свя­тость и грех

Се­го­дня за­вер­ша­ет­ся Триодный (или Пас­халь­но-Пя­ти­де­сят­нич­ный) цикл пра­во­слав­но­го бо­го­слу­жеб­но­го ка­лен­да­ря. Под­ве­дем неко­то­рые ито­ги.

Те­мы по­ка­ян­ных ве­ли­ко­пост­ных недель го­то­ви­ли хри­сти­ан к осмыс­лен­ной встре­че Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли (вос­кре­се­нья) бы­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных. Те­мы трех по­сле­ду­ю­щих недель ос­но­ва­ны на трех важ­ных эпи­зо­дах еван­гель­ской ис­то­рии, явив­ших­ся под­го­то­ви­тель­ны­ми сту­пе­ня­ми к Вос­кре­се­нию. В них Хри­стос яв­ствен­но от­крыл Свое Бо­го­сы­нов­ство, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его уче­ни­кам, в стра­хе бе­жав­шим из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да, по­нять ис­тин­ный смысл при­ше­ствия Мес­сии.

Празд­но­ва­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, в на­ру­ше­ние фор­маль­ной хро­но­ло­гии, пред­ва­ря­ет­ся на­по­ми­на­ни­ем о са­мом, быть мо­жет, дра­ма­тич­ном пе­ри­о­де зем­но­го бы­тия Хри­сти­ан­ской Церк­ви (это Неде­ля свя­тых от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра, 325 г.). В этом за­клю­чен глу­бо­кий смысл.

Все по­сле­ду­ю­щие неде­ли (вос­кре­се­нья) про­сто ну­ме­ру­ют­ся в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре как «Неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це». Каж­дая их них име­ет свое опре­де­лен­ное апо­столь­ское и еван­гель­ское чте­ние, но лишь неко­то­рым при­сво­е­ны ин­ди­ви­ду­аль­ные на­зва­ния. Этот «по­сле­пя­ти­де­сят­нич­ный» цикл охва­ты­ва­ет по­чти две тре­ти го­да и за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ред Неде­лей о мы­та­ре и фа­ри­сее — пер­вой под­го­то­ви­тель­ной неде­лей Ве­ли­ко­го по­ста. А она в свою оче­редь яв­ля­ет­ся на­ча­лом но­во­го Пас­халь­но­го цик­ла. Так за­мы­ка­ет­ся «свя­щен­ный круг» хри­сти­ан­ско­го по­движ­но­го ка­лен­дар­но­го го­да, ос­но­ван­но­го на прин­ци­пах лун­но-сол­неч­но­го вет­хо­за­вет­но­го ка­лен­да­ря. Его точ­ка от­счё­та — День Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­ха).

День Свя­той Тро­и­цы — это День Рож­де­ния Церк­ви, и по­то­му ло­гич­но, что сле­ду­ю­щая за ним неде­ля по­свя­ще­на па­мя­ти тех, кто с наи­боль­шей пол­но­той вы­ра­зил ка­че­ства но­во­за­вет­но­го че­ло­ве­ка, ис­куп­лён­но­го Ада­ма, пер­вым из ко­то­рых стал Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос. Это — се­го­дняш­няя «Неде­ля всех свя­тых», бо­го­слу­же­ния ко­то­рой за­вер­ша­ют Триодь Цвет­ную.

По­ня­тие «свя­тость» — мно­го­знач­но и труд­но­опре­де­ли­мо. Свя­ты­ми в ши­ро­ком ас­пек­те име­ну­ют лю­дей, по­няв­ших и осу­ще­ствив­ших[4] своё пред­на­зна­че­ние в том Цар­стве Бо­жи­ем, в ко­то­ром все мы ре­аль­но жи­вём по­сле со­вер­шён­но­го Иису­сом Хри­стом спа­се­ния (букв. ис­це­ле­ния!), — то есть вос­ста­нов­ле­ния кос­мо­са и че­ло­ве­че­ства в пер­во­на­чаль­ном («рай­ском») до­сто­ин­стве. (Бе­да в том, что мы в это не слиш­ком-то ве­рим, про­дол­жая ма­зо­хист­ские сте­на­ния по по­во­ду «ухуд­ша­ю­ще­го­ся» ми­ра и ско­ро­го «кон­ца све­та». Но та­кие на­стро­е­ния мо­гут быть при­су­щи лишь языч­ни­кам или ве­ру­ю­щим иуде­ям, всё ещё жи­ву­щим «до рож­де­ства Хри­сто­ва»!) Глав­ное в ве­ли­ких свя­тых — энер­гия по­ис­ка и ши­ро­та взгля­да на мир, пре­об­ра­зо­ва­ние его сво­ей де­я­тель­но­стью и лич­ным при­ме­ром. У каж­до­го из них был свой непо­вто­ри­мый путь, но все вме­сте они го­то­ви­ли тор­же­ство сво­бод­но­го, лич­ност­но­го ми­ро­вос­при­я­тия. Ведь имен­но на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ве­ры со­зи­дал­ся мир, в ко­то­ром каж­дый от­дель­ный че­ло­век (не «из­бран­ная ра­са», пар­тия или класс!) име­ет ре­ша­ю­щую цен­ность в очах Бо­жи­их. Вспом­ним прит­чи Спа­си­те­ля о «за­блу­див­шем­ся» сыне, о по­те­ряв­ших­ся ов­це и драх­ме (речь ведь идет о лю­дях!). Этот по­ло­жи­тель­ный ас­пект идеи ин­ди­ви­ду­аль­но­го спа­се­ния ле­жит в ос­но­ве ди­на­мич­ной хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции, стре­мя­щей­ся со­здать пре­дель­но воз­мож­ные усло­вия для сво­бод­но­го раз­ви­тия кон­крет­ной лич­но­сти и со­вер­шен­ству­ю­щих­ся со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов. В ко­неч­ном ито­ге, этим опре­де­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ный «про­гресс» (бук­валь­но«дви­же­ние впе­ред»!), по­ни­ма­е­мый как непре­кра­ща­ю­щий­ся диа­лог меж­ду Бо­гом и спа­сён­ным Им че­ло­ве­че­ством. Этим же опре­де­ля­ет­ся и стрем­ле­ние каж­до­го ра­зум­но­го хри­сти­а­ни­на — жи­ву­ще­го не по об­вет­шав­шим «пре­да­ни­ям стар­цев», а по дан­ной Хри­стом неис­ся­ка­ю­щей бла­го­да­ти, - по­нять своё пред­на­зна­че­ние в мно­го­по­ляр­ном ми­ре имен­но на каж­дом но­вом ис­то­ри­че­ском эта­пе.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ме­ча­ния

[1] Греч. ой­ку­ме́на (в позд­нем про­из­но­ше­нии — эку­ме́на) — тер­мин ан­тич­ной гео­гра­фи­че­ской мыс­ли — «оби­та­е­мая зем­ля», «все­лен­ная», «мир», — вся зем­ля, из­вест­ная гре­кам и пре­иму­ще­ствен­но на­се­лен­ная ими. Гра­ни­цы ой­ку­ме­ны сов­па­да­ют с гра­ни­ца­ми Ма­ке­дон­ской, за­тем Рим­ской им­пе­рии (orbis Romanus) (см. Лк.2:1; Деян.17:6 и др.). «Вар­вар­ские» — не гре­че­ские и не рим­ские — зем­ли ле­жат вне ой­ку­ме­ны. Им­пе­ра­то­ры Во­сточ­ной Рим­ской (на­зван­ной ита­льян­ски­ми гу­ма­ни­ста­ми «Ви­зан­тий­ской») им­пе­рии гор­до име­но­ва­ли свою дер­жа­ву «эку­ме­ни­че­ской» («все­лен­ской»). Со­от­вет­ствен­но, Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх ти­ту­ло­вал­ся «эку­ме­ни­че­ским» («все­лен­ским»). Он удер­жи­ва­ет этот ар­ха­и­че­ский ти­тул и сей­час, бу­дучи ре­аль­но епи­ско­пом Стам­буль­ским и ту­рец­ким под­дан­ным (Кон­стан­ти­но­по­ля нет на кар­те ми­ра с 1453 г.).

[2] В гре­че­ском тек­сте politeia, по­литэ́йа — «го­су­дар­ство»; име­ет­ся в ви­ду хри­сти­ан­ская Рим­ская (Ви­зан­тий­ская) им­пе­рия. Мно­гие ар­ха­и­че­ские тек­сты пес­но­пе­ний, зву­ча­щих в хра­мах, до сих пор не учи­ты­ва­ют но­вую кар­ту ми­ра. Для ис­то­ри­че­ско­го хри­сти­ан­ско­го со­зна­ния это — тре­вож­ный знак.

[3] Букв.: «да­вай­те про­бе­жим пред­сто­я­щую нам ди­стан­цию». Здесь, как и во мно­гих дру­гих текстах Но­во­го За­ве­та, упо­треб­ля­ет­ся ан­тич­ная спор­тив­ная тер­ми­но­ло­гия.

[4] Свя­тость — не про­сто ней­траль­ная аль­тер­на­ти­ва, но ак­тив­ное пре­одо­ле­ние гре­ха, ни­че­го об­ще­го не име­ю­щее с пас­сив­ным тол­стов­ским «непро­тив­лен­че­ством». Рус­ско­му сло­ву грех со­от­вет­ству­ет упо­треб­ля­е­мое в Но­вом За­ве­те гре­че­ское хамарте­ма, ха­мартиа, в бук­валь­ном пе­ре­во­де — «ошиб­ка», «за­блуж­де­ние», «про­сту­пок». Это важ­но. «Гре­шить» — зна­чит «не по­па­дать в цель», «про­ма­хи­вать­ся», «оши­бать­ся», «от­кло­нять­ся от ис­ти­ны», что ука­зы­ва­ет на из­на­чаль­но ин­тел­лек­ту­аль­ное, а не мо­раль­ное со­дер­жа­ние это­го по­ня­тия. Во­ин по­слал стре­лу ми­мо це­ли — со­гре­шил. По­ли­тик сде­лал непра­виль­ный вы­бор — со­гре­шил. Ин­же­нер невер­но рас­счи­тал несу­щую кон­струк­цию, и она рух­ну­ла — со­гре­шил. Это зна­че­ние со­хра­ня­ет­ся и в рус­ском язы­ке: срав­ни­те «огрех», «по­греш­ность» (в вы­чис­ле­ни­ях и др.). По­дроб­нее см.: [Ру­бан Ю.] Грех // Рос­сий­ский гу­ма­ни­тар­ный эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. В 3-х т. М.; СПб., 2002. — Т. 1. С. 513.

Последние записи

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Новости

Отошел ко Господу протоиерей Сергий Гордун

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

Новости

Слово Митрополита Вениамина. День Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница

Новости

День Святой Троицы. Пятидесятница

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2022
Республика Беларусь, г. Минск, ул. 1-я Поселковая, 47.
Яндекс.Метрика