Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Богослужения
  • Святыни храма
  • Клир прихода
  • Князь Владимир
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Неделя 1-я по Пятидесятнице

Все святые. Миниатюра из Киевской Псалтири, 1397 г.

Тро­парь празд­ни­ка, гл. 4. Так как во всем ми­ре[1] кро­вью му­че­ни­ков Тво­их, как баг­ря­ни­цею и вис­со­ном [пур­пур­ной тка­нью], Цер­ковь Твоя укра­си­лась, — то их го­ло­са­ми она взы­ва­ет к Те­бе, Хри­сте Бо­же: «Нис­по­шли щед­рые да­ры на лю­дей Тво­их, да­руй мир все­му со­об­ще­ству (слав. жи­тель­ству)[2] Тво­е­му и ду­шам на­шим ве­ли­кое ми­ло­сер­дие!»

Кондак празд­ни­ка, гл. 8. Как пер­вые пло­ды при­ро­да при­но­сит сво­е­му са­дов­ни­ку, так и Все­лен­ная (Эку­ме­на) при­но­сит Те­бе, Гос­по­ди, бо­го­нос­ных му­че­ни­ков. По их мо­лит­вам и за­ступ­ни­че­ству Бо­го­ро­ди­цы в со­вер­шен­ном ми­ре со­хра­ни Твою Цер­ковь и Твое со­об­ще­ство (жи­тель­ство), о Мно­го­мило­сти­вый!

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Евр.11:33−12:2. — За­ча­ло 330)

[Ве­ра древ­них и ко­неч­ное со­вер­шен­ство]

[Бра­тья, все свя­тые] ве­рою по­ко­ри­ли цар­ства, до­би­лись пра­вед­но­сти, по­лу­чи­ли обе­щан­ное, за­гра­ди­ли па­сти львов, по­га­си­ли си­лу ог­ня, из­бе­жа­ли острия ме­ча, по­лу­чи­ли си­лу в немо­щах, ста­ли креп­ки­ми на войне и от­ра­зи­ли пол­ки чу­жих. Бы­ли жен­щи­ны, по­лу­чив­шие мерт­вых сво­их вос­крес­ши­ми. Дру­гие же бы­ли за­му­че­ны, от­ка­зав­шись от осво­бож­де­ния, чтобы до­стиг­нуть луч­ше­го вос­кре­се­ния. Иные же ис­пы­та­ли глум­ле­ния и би­че­ва­ния, а так­же узы и тем­ни­цы; бы­ли по­би­ты кам­ня­ми, под­верг­ну­ты пыт­кам, пе­ре­пи­ле­ны, умер­ли от ме­ча, про­ве­ли жизнь в ски­та­ни­ях в ове­чьих шку­рах и ко­зьих ко­жах, тер­пя нуж­ду, угне­те­ния, озлоб­ле­ния. Те, ко­то­рых весь мир не был до­сто­ин, блуж­да­ли по пу­сты­ням и го­рам, по пе­ще­рам и зем­ным уще­льям (букв. по от­вер­сти­ям зем­ли).

И все они, за­сви­де­тель­ство­ван­ные через ве­ру, не по­лу­чи­ли обе­щан­но­го, по­то­му что Бог преду­смот­рел для нас нечто луч­шее: чтобы они вме­сте с на­ми до­стиг­ли со­вер­шен­ства.

По­это­му и мы, имея во­круг се­бя та­кое об­ла­ко сви­де­те­лей, от­ло­жив вся­кое бре­мя и лег­ко опу­ты­ва­ю­щий нас грех, бу­дем с тер­пе­ни­ем про­хо­дить пред­ле­жа­щее нам по­при­ще[3], взи­рая на На­чаль­ни­ка и Со­вер­ши­те­ля ве­ры, Иису­са, Ко­то­рый, вме­сто пред­сто­я­щей Ему ра­до­сти, пре­тер­пел крест, пре­зрев по­зор, и вос­сел по пра­вую сто­ро­ну пре­сто­ла Бо­жия.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Мф.10:32−33, 37−38, 19:27−30. За­ча­ло 38)

[Усло­вия сле­до­ва­ния за Хри­стом и ко­неч­ная на­гра­да]

[Ска­зал Гос­подь Сво­им уче­ни­кам:] «Вся­ко­го, кто приз­на́ет (ис­по­ве­да­ет) Ме­ня пе­ред людь­ми, приз­на́ю (ис­по­ве­даю) и Я пе­ред От­цом Мо­им Небес­ным; а кто от­ре­чет­ся от Ме­ня пе­ред людь­ми, от то­го от­ре­кусь и Я пе­ред От­цом Мо­им Небес­ным.

Кто лю­бит от­ца или мать боль­ше, чем Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня; и тот, кто лю­бит сы­на или дочь боль­ше, чем Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня; и тот, кто не бе­рет на се­бя крест и не идет за Мною, недо­сто­ин Ме­ня.

То­гда Петр, от­ве­чая Ему, ска­зал:

«Вот, мы оста­ви­ли всё и по­шли за То­бой; что нам бу­дет за это?»

А Иисус ска­зал им:

«Во­ис­ти­ну го­во­рю вам: в но­вом рож­де­нии (об­нов­лен­ном бы­тии), ко­гда вос­ся­дет Сын Че­ло­ве­че­ский на пре­сто­ле сла­вы Сво­ей, вос­ся­де­те и вы на две­на­дца­ти пре­сто­лах су­дить две­на­дцать ко­лен (пле­мен) Из­ра­и­ля. И вся­кий, кто оста­вил до­ма́, или бра­тьев, или се­стер, или от­ца, или мать, [или же­ну,] или де­тей, или по­ля́ (зе́мли) име­ни Мо­е­го ра­ди, — по­лу­чит во сто крат и уна­сле­ду­ет жизнь веч­ную.

Но мно­гие ста­нут из пер­вых — по­след­ни­ми, а из по­след­них — пер­вы­ми".

По­сле Тро­и­цы. Свя­тость и грех

Се­го­дня за­вер­ша­ет­ся Триодный (или Пас­халь­но-Пя­ти­де­сят­нич­ный) цикл пра­во­слав­но­го бо­го­слу­жеб­но­го ка­лен­да­ря. Под­ве­дем неко­то­рые ито­ги.

Те­мы по­ка­ян­ных ве­ли­ко­пост­ных недель го­то­ви­ли хри­сти­ан к осмыс­лен­ной встре­че Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли (вос­кре­се­нья) бы­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных. Те­мы трех по­сле­ду­ю­щих недель ос­но­ва­ны на трех важ­ных эпи­зо­дах еван­гель­ской ис­то­рии, явив­ших­ся под­го­то­ви­тель­ны­ми сту­пе­ня­ми к Вос­кре­се­нию. В них Хри­стос яв­ствен­но от­крыл Свое Бо­го­сы­нов­ство, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его уче­ни­кам, в стра­хе бе­жав­шим из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да, по­нять ис­тин­ный смысл при­ше­ствия Мес­сии.

Празд­но­ва­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, в на­ру­ше­ние фор­маль­ной хро­но­ло­гии, пред­ва­ря­ет­ся на­по­ми­на­ни­ем о са­мом, быть мо­жет, дра­ма­тич­ном пе­ри­о­де зем­но­го бы­тия Хри­сти­ан­ской Церк­ви (это Неде­ля свя­тых от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра, 325 г.). В этом за­клю­чен глу­бо­кий смысл.

Все по­сле­ду­ю­щие неде­ли (вос­кре­се­нья) про­сто ну­ме­ру­ют­ся в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре как «Неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це». Каж­дая их них име­ет свое опре­де­лен­ное апо­столь­ское и еван­гель­ское чте­ние, но лишь неко­то­рым при­сво­е­ны ин­ди­ви­ду­аль­ные на­зва­ния. Этот «по­сле­пя­ти­де­сят­нич­ный» цикл охва­ты­ва­ет по­чти две тре­ти го­да и за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ред Неде­лей о мы­та­ре и фа­ри­сее — пер­вой под­го­то­ви­тель­ной неде­лей Ве­ли­ко­го по­ста. А она в свою оче­редь яв­ля­ет­ся на­ча­лом но­во­го Пас­халь­но­го цик­ла. Так за­мы­ка­ет­ся «свя­щен­ный круг» хри­сти­ан­ско­го по­движ­но­го ка­лен­дар­но­го го­да, ос­но­ван­но­го на прин­ци­пах лун­но-сол­неч­но­го вет­хо­за­вет­но­го ка­лен­да­ря. Его точ­ка от­счё­та — День Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­ха).

День Свя­той Тро­и­цы — это День Рож­де­ния Церк­ви, и по­то­му ло­гич­но, что сле­ду­ю­щая за ним неде­ля по­свя­ще­на па­мя­ти тех, кто с наи­боль­шей пол­но­той вы­ра­зил ка­че­ства но­во­за­вет­но­го че­ло­ве­ка, ис­куп­лён­но­го Ада­ма, пер­вым из ко­то­рых стал Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос. Это — се­го­дняш­няя «Неде­ля всех свя­тых», бо­го­слу­же­ния ко­то­рой за­вер­ша­ют Триодь Цвет­ную.

По­ня­тие «свя­тость» — мно­го­знач­но и труд­но­опре­де­ли­мо. Свя­ты­ми в ши­ро­ком ас­пек­те име­ну­ют лю­дей, по­няв­ших и осу­ще­ствив­ших[4] своё пред­на­зна­че­ние в том Цар­стве Бо­жи­ем, в ко­то­ром все мы ре­аль­но жи­вём по­сле со­вер­шён­но­го Иису­сом Хри­стом спа­се­ния (букв. ис­це­ле­ния!), — то есть вос­ста­нов­ле­ния кос­мо­са и че­ло­ве­че­ства в пер­во­на­чаль­ном («рай­ском») до­сто­ин­стве. (Бе­да в том, что мы в это не слиш­ком-то ве­рим, про­дол­жая ма­зо­хист­ские сте­на­ния по по­во­ду «ухуд­ша­ю­ще­го­ся» ми­ра и ско­ро­го «кон­ца све­та». Но та­кие на­стро­е­ния мо­гут быть при­су­щи лишь языч­ни­кам или ве­ру­ю­щим иуде­ям, всё ещё жи­ву­щим «до рож­де­ства Хри­сто­ва»!) Глав­ное в ве­ли­ких свя­тых — энер­гия по­ис­ка и ши­ро­та взгля­да на мир, пре­об­ра­зо­ва­ние его сво­ей де­я­тель­но­стью и лич­ным при­ме­ром. У каж­до­го из них был свой непо­вто­ри­мый путь, но все вме­сте они го­то­ви­ли тор­же­ство сво­бод­но­го, лич­ност­но­го ми­ро­вос­при­я­тия. Ведь имен­но на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ве­ры со­зи­дал­ся мир, в ко­то­ром каж­дый от­дель­ный че­ло­век (не «из­бран­ная ра­са», пар­тия или класс!) име­ет ре­ша­ю­щую цен­ность в очах Бо­жи­их. Вспом­ним прит­чи Спа­си­те­ля о «за­блу­див­шем­ся» сыне, о по­те­ряв­ших­ся ов­це и драх­ме (речь ведь идет о лю­дях!). Этот по­ло­жи­тель­ный ас­пект идеи ин­ди­ви­ду­аль­но­го спа­се­ния ле­жит в ос­но­ве ди­на­мич­ной хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции, стре­мя­щей­ся со­здать пре­дель­но воз­мож­ные усло­вия для сво­бод­но­го раз­ви­тия кон­крет­ной лич­но­сти и со­вер­шен­ству­ю­щих­ся со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов. В ко­неч­ном ито­ге, этим опре­де­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ный «про­гресс» (бук­валь­но«дви­же­ние впе­ред»!), по­ни­ма­е­мый как непре­кра­ща­ю­щий­ся диа­лог меж­ду Бо­гом и спа­сён­ным Им че­ло­ве­че­ством. Этим же опре­де­ля­ет­ся и стрем­ле­ние каж­до­го ра­зум­но­го хри­сти­а­ни­на — жи­ву­ще­го не по об­вет­шав­шим «пре­да­ни­ям стар­цев», а по дан­ной Хри­стом неис­ся­ка­ю­щей бла­го­да­ти, - по­нять своё пред­на­зна­че­ние в мно­го­по­ляр­ном ми­ре имен­но на каж­дом но­вом ис­то­ри­че­ском эта­пе.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ме­ча­ния

[1] Греч. ой­ку­ме́на (в позд­нем про­из­но­ше­нии — эку­ме́на) — тер­мин ан­тич­ной гео­гра­фи­че­ской мыс­ли — «оби­та­е­мая зем­ля», «все­лен­ная», «мир», — вся зем­ля, из­вест­ная гре­кам и пре­иму­ще­ствен­но на­се­лен­ная ими. Гра­ни­цы ой­ку­ме­ны сов­па­да­ют с гра­ни­ца­ми Ма­ке­дон­ской, за­тем Рим­ской им­пе­рии (orbis Romanus) (см. Лк.2:1; Деян.17:6 и др.). «Вар­вар­ские» — не гре­че­ские и не рим­ские — зем­ли ле­жат вне ой­ку­ме­ны. Им­пе­ра­то­ры Во­сточ­ной Рим­ской (на­зван­ной ита­льян­ски­ми гу­ма­ни­ста­ми «Ви­зан­тий­ской») им­пе­рии гор­до име­но­ва­ли свою дер­жа­ву «эку­ме­ни­че­ской» («все­лен­ской»). Со­от­вет­ствен­но, Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх ти­ту­ло­вал­ся «эку­ме­ни­че­ским» («все­лен­ским»). Он удер­жи­ва­ет этот ар­ха­и­че­ский ти­тул и сей­час, бу­дучи ре­аль­но епи­ско­пом Стам­буль­ским и ту­рец­ким под­дан­ным (Кон­стан­ти­но­по­ля нет на кар­те ми­ра с 1453 г.).

[2] В гре­че­ском тек­сте politeia, по­литэ́йа — «го­су­дар­ство»; име­ет­ся в ви­ду хри­сти­ан­ская Рим­ская (Ви­зан­тий­ская) им­пе­рия. Мно­гие ар­ха­и­че­ские тек­сты пес­но­пе­ний, зву­ча­щих в хра­мах, до сих пор не учи­ты­ва­ют но­вую кар­ту ми­ра. Для ис­то­ри­че­ско­го хри­сти­ан­ско­го со­зна­ния это — тре­вож­ный знак.

[3] Букв.: «да­вай­те про­бе­жим пред­сто­я­щую нам ди­стан­цию». Здесь, как и во мно­гих дру­гих текстах Но­во­го За­ве­та, упо­треб­ля­ет­ся ан­тич­ная спор­тив­ная тер­ми­но­ло­гия.

[4] Свя­тость — не про­сто ней­траль­ная аль­тер­на­ти­ва, но ак­тив­ное пре­одо­ле­ние гре­ха, ни­че­го об­ще­го не име­ю­щее с пас­сив­ным тол­стов­ским «непро­тив­лен­че­ством». Рус­ско­му сло­ву грех со­от­вет­ству­ет упо­треб­ля­е­мое в Но­вом За­ве­те гре­че­ское хамарте­ма, ха­мартиа, в бук­валь­ном пе­ре­во­де — «ошиб­ка», «за­блуж­де­ние», «про­сту­пок». Это важ­но. «Гре­шить» — зна­чит «не по­па­дать в цель», «про­ма­хи­вать­ся», «оши­бать­ся», «от­кло­нять­ся от ис­ти­ны», что ука­зы­ва­ет на из­на­чаль­но ин­тел­лек­ту­аль­ное, а не мо­раль­ное со­дер­жа­ние это­го по­ня­тия. Во­ин по­слал стре­лу ми­мо це­ли — со­гре­шил. По­ли­тик сде­лал непра­виль­ный вы­бор — со­гре­шил. Ин­же­нер невер­но рас­счи­тал несу­щую кон­струк­цию, и она рух­ну­ла — со­гре­шил. Это зна­че­ние со­хра­ня­ет­ся и в рус­ском язы­ке: срав­ни­те «огрех», «по­греш­ность» (в вы­чис­ле­ни­ях и др.). По­дроб­нее см.: [Ру­бан Ю.] Грех // Рос­сий­ский гу­ма­ни­тар­ный эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. В 3-х т. М.; СПб., 2002. — Т. 1. С. 513.

Последние записи

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на белорусскую землю

Новости

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на белорусскую землю

8 июня 2025: День Святой Троицы — Пятидесятница

Новости

8 июня 2025: День Святой Троицы — Пятидесятница

top.jpg

Новости

Патриаршее послание по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2025