Неделя 1-я по Пятидесятнице
Все святые. Миниатюра из Киевской Псалтири, 1397 г.
Тропарь праздника, гл. 4. Так как во всем мире[1] кровью мучеников Твоих, как багряницею и виссоном [пурпурной тканью], Церковь Твоя украсилась, — то их голосами она взывает к Тебе, Христе Боже: «Ниспошли щедрые дары на людей Твоих, даруй мир всему сообществу (слав. жительству)[2] Твоему и душам нашим великое милосердие!»
Кондак праздника, гл. 8. Как первые плоды природа приносит своему садовнику, так и Вселенная (Экумена) приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников. По их молитвам и заступничеству Богородицы в совершенном мире сохрани Твою Церковь и Твое сообщество (жительство), о Многомилостивый!
Апостольское чтение на Литургии
(Евр.11:33−12:2. — Зачало 330)
[Вера древних и конечное совершенство]
[Братья, все святые] верою покорили царства, добились праведности, получили обещанное, заградили пасти львов, погасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отразили полки чужих. Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали глумления и бичевания, а также узы и темницы; были побиты камнями, подвергнуты пыткам, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя нужду, угнетения, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям (букв. по отверстиям земли).
И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства.
Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще[3], взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предстоящей Ему радости, претерпел крест, презрев позор, и воссел по правую сторону престола Божия.
Евангельское чтение на Литургии
(Мф.10:32−33, 37−38, 19:27−30. Зачало 38)
[Условия следования за Христом и конечная награда]
[Сказал Господь Своим ученикам:] «Всякого, кто призна́ет (исповедает) Меня перед людьми, призна́ю (исповедаю) и Я перед Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, от того отрекусь и Я перед Отцом Моим Небесным.
Кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня, недостоин Меня; и тот, кто не берет на себя крест и не идет за Мною, недостоин Меня.
Тогда Петр, отвечая Ему, сказал:
«Вот, мы оставили всё и пошли за Тобой; что нам будет за это?»
А Иисус сказал им:
«Воистину говорю вам: в новом рождении (обновленном бытии), когда воссядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, воссядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен (племен) Израиля. И всякий, кто оставил дома́, или братьев, или сестер, или отца, или мать, [или жену,] или детей, или поля́ (зе́мли) имени Моего ради, — получит во сто крат и унаследует жизнь вечную.
Но многие станут из первых — последними, а из последних — первыми".
После Троицы. Святость и грех
Сегодня завершается Триодный (или Пасхально-Пятидесятничный) цикл православного богослужебного календаря. Подведем некоторые итоги.
Темы покаянных великопостных недель готовили христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.
Две ближайшие от Пасхи недели (воскресенья) были посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.
Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора, 325 г.). В этом заключен глубокий смысл.
Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «послепятидесятничный» цикл охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее — первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчёта — День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
День Святой Троицы — это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества новозаветного человека, искуплённого Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это — сегодняшняя «Неделя всех святых», богослужения которой завершают Триодь Цветную.
Понятие «святость» — многозначно и трудноопределимо. Святыми в широком аспекте именуют людей, понявших и осуществивших[4] своё предназначение в том Царстве Божием, в котором все мы реально живём после совершённого Иисусом Христом спасения (букв. исцеления!), — то есть восстановления космоса и человечества в первоначальном («райском») достоинстве. (Беда в том, что мы в это не слишком-то верим, продолжая мазохистские стенания по поводу «ухудшающегося» мира и скорого «конца света». Но такие настроения могут быть присущи лишь язычникам или верующим иудеям, всё ещё живущим «до рождества Христова»!) Главное в великих святых — энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и личным примером. У каждого из них был свой неповторимый путь, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Ведь именно на основе христианской веры созидался мир, в котором каждый отдельный человек (не «избранная раса», партия или класс!) имеет решающую ценность в очах Божиих. Вспомним притчи Спасителя о «заблудившемся» сыне, о потерявшихся овце и драхме (речь ведь идет о людях!). Этот положительный аспект идеи индивидуального спасения лежит в основе динамичной христианской цивилизации, стремящейся создать предельно возможные условия для свободного развития конкретной личности и совершенствующихся социальных институтов. В конечном итоге, этим определяется религиозно-нравственный «прогресс» (буквально«движение вперед»!), понимаемый как непрекращающийся диалог между Богом и спасённым Им человечеством. Этим же определяется и стремление каждого разумного христианина — живущего не по обветшавшим «преданиям старцев», а по данной Христом неиссякающей благодати, - понять своё предназначение в многополярном мире именно на каждом новом историческом этапе.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Примечания
[1] Греч. ойкуме́на (в позднем произношении — экуме́на) — термин античной географической мысли — «обитаемая земля», «вселенная», «мир», — вся земля, известная грекам и преимущественно населенная ими. Границы ойкумены совпадают с границами Македонской, затем Римской империи (orbis Romanus) (см. Лк.2:1; Деян.17:6 и др.). «Варварские» — не греческие и не римские — земли лежат вне ойкумены. Императоры Восточной Римской (названной итальянскими гуманистами «Византийской») империи гордо именовали свою державу «экуменической» («вселенской»). Соответственно, Константинопольский патриарх титуловался «экуменическим» («вселенским»). Он удерживает этот архаический титул и сейчас, будучи реально епископом Стамбульским и турецким подданным (Константинополя нет на карте мира с 1453 г.).
[2] В греческом тексте politeia, политэ́йа — «государство»; имеется в виду христианская Римская (Византийская) империя. Многие архаические тексты песнопений, звучащих в храмах, до сих пор не учитывают новую карту мира. Для исторического христианского сознания это — тревожный знак.
[3] Букв.: «давайте пробежим предстоящую нам дистанцию». Здесь, как и во многих других текстах Нового Завета, употребляется античная спортивная терминология.
[4] Святость — не просто нейтральная альтернатива, но активное преодоление греха, ничего общего не имеющее с пассивным толстовским «непротивленчеством». Русскому слову грех соответствует употребляемое в Новом Завете греческое хамартема, хамартиа, в буквальном переводе — «ошибка», «заблуждение», «проступок». Это важно. «Грешить» — значит «не попадать в цель», «промахиваться», «ошибаться», «отклоняться от истины», что указывает на изначально интеллектуальное, а не моральное содержание этого понятия. Воин послал стрелу мимо цели — согрешил. Политик сделал неправильный выбор — согрешил. Инженер неверно рассчитал несущую конструкцию, и она рухнула — согрешил. Это значение сохраняется и в русском языке: сравните «огрех», «погрешность» (в вычислениях и др.). Подробнее см.: [Рубан Ю.] Грех // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3-х т. М.; СПб., 2002. — Т. 1. С. 513.