Храм святого равноапостольного князя Владимира
Официальный сайт православного храма в Минске
  • Главная
  • Богослужения
  • Святыни храма
  • Клир прихода
  • Князь Владимир
  • Таинства и требы
  • Пожертвования на храм
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Контакты

Первый Вселенский Собор

В начале IV века в христианстве разгорелся ожесточенный спор, касающийся тонкостей вероучения. К решению церковного спора подключилось государство. Что из этого получилось и какие имело последствия?

Христианство в начале IV века

После своего появления, христианство в Римской империи на протяжении нескольких веков подвергалось преследованию со стороны государства. Ситуация изменилась в начале IV века. В 313 году императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт — указ, согласно которому христианам разрешалось строить храмы и открыто молиться. Однако вскоре Лициний вновь стал преследовать христиан, что стало поводом для войны между ним и Константином. В битве при Босфоре в 324 году армия Лициния была окружена и уничтожена. Константин стал единоличным правителем огромной империи.
К этому времени главные постулаты христианского вероучения — догматы — еще не были сформулированы богословами. Отсутствовала единая богословская терминология. Периодически возникали неправильные интерпретации христианского вероучения — ереси, однако они часто носили локальный характер, а споры, касающиеся учения Церкви, решались в личной переписке богословов или же небольшими собраниями епископов. Тем не менее, к началу IV века уже были сформированы две богословские школы — Антиохийская и Александрийская. Именно в Александрийской школе в первой половине IV века возникла новая ересь — арианство, автором которой был священник Арий.

Арий (250-е — 336) — священник из Бокалиса в Александрии, Египет. Основоположник арианства. Примерно в 310 году стал диаконом, а затем — священником. Согласно описаниям современников, он был человеком высокого роста, худощавого телосложения, в скромной простой одежде, чинного и строгого поведения. В личной жизни Арий придерживался строгого аскетизма. Был весьма талантливым оратором, что позволило ему собрать вокруг себя немало последователей. Его взгляды были осуждены на I Вселенском Соборе, после которого он был отправлен в ссылку. Однако незадолго до смерти ему было разрешено вернуться в Константинополь, где он и умер.

Арианство быстро стало распространяться, разделяя верующих на два лагеря. Все большее число епископов, священников и монахов начинало участвовать в споре. Созрела необходимость в кратчайшие сроки разобраться с богословской терминологией и решить, прав Арий или нет. В то же время, имперская власть требовала внесения ясности в вопросы веры. Император Константин должен был знать, какую церковную группировку поддерживать как административно, так и материально.
Поэтому было принято решение созвать епископов со всех уголков Римской империи для детального обсуждения и вынесения окончательного решения по арианскому спору. Организацию мероприятия взял на себя императорский двор. Близился первый в истории христианства Вселенский Собор, который решено было провести в городе Никее.

Суть арианского спора

В первую очередь на Соборе требовалось решить главный вопрос, который встал перед богословами и философами того времени: кем считать Иисуса Христа. Мнения были представлены двумя точками зрения. Первая точка зрения, которой придерживались Арий и его последователи, заключалась в том, что Иисус Христос — всего лишь творение Бога, как и прочие творения: люди, природа, космос. Но при этом Иисус — творение совершенное. Он принял в Себя полноту божественной энергии — благодати и потому в Библии называется Сыном Бога. Также Арий утверждал, что раньше Сына не было, а появился Он тогда, когда Бог захотел создать мир.
Против Ария выступали богословы, которые придерживались другой точки зрения. Согласно их взглядам, Иисус — это буквально Божий Сын, а не Божье творение. Бог существует в трёх Лицах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух, но все трое — один Бог. Сын всегда существовал вместе с Отцом, но воплотился, то есть стал реальным человеком, оставаясь при этом Богом. Главным аргументом против идей Ария была мысль о том, что если Сын был создан, то Он не может спасти людей, поскольку Он не настоящий Бог. По итогам Собора данная точка зрения была признана правильной.
3. Ход Собора. Весной 325 года в Никею стали съезжаться епископы из разных уголков Римской империи, а также из Сирии, Армении, Кавказа и Персии.
14 июня 325 года император Константин торжественно открыл заседания Собора, которые проходили в его дворце. Начались дебаты. Партию ариан возглавлял сам Арий. Партию его оппонентов возглавлял архиепископ Александр Александрийский. Император Константин наблюдал за спорами, сохраняя нейтралитет.


Папа Александр Александрийский (? — 326) — Александрийский Патриарх, главный оппонент Ария на I Вселенском Соборе. Управлял Александрийской церковью с 313 по 326 годы, до самой своей смерти. Еще в 320 году собрал Александрийских епископов, которые осудили учение Ария. Однако Арий продолжал распространять свои идеи, что привело к разделению верующих и необходимости созвать Вселенский Собор. Деятельность Папы Александра Александрийского на Соборе в Никее была высоко оценена его современниками, признавшими его большие личные заслуги в защите православия.

Первой на Соборе выступила партия ариан, которая изложила свое учение об Иисусе Христе. Однако сразу же их позиция была отвергнута большинством присутствующих. Казалось, на этом заседания Собора можно завершать. Однако перед оппонентами ариан встал вопрос: как найти в Библии термин, который свидетельствовал бы о божественном равенстве Сына с Отцом. Ведь все предложенные термины ариане истолковывали в свою пользу, тоже опираясь на Библию. Не находилось ни одного термина, который, с одной стороны, опровергал арианские идеи, а с другой — не подлежал бы ложным интерпретациям.
Тогда в спор вмешался император Константин. Он предложил термин «единосущный», то есть Сын одной, единой сущности с Отцом. Этого термина нет в Библии, однако он встречается в сочинениях авторитетных христианских богословов начала III века. Вероятнее всего, термин «единосущный» императору подсказали, и он предложил его, решив избежать дальнейших споров. Во всяком случае, у ариан не нашлось возражений против этого термина. Был составлен текст Символа Веры, который лег в основу современных Символов Веры православных и католиков. В арианском споре была поставлена точка.
Никейский собор с изображением Ария у ног императора Константина и епископов.
Икона
25 августа Собор завершился. Закрытие Собора совпало с торжествами, посвященными празднованию 20-летия царствования императора Константина.

Итоги Собора и его значение

Почти все епископы Собора подписали осуждавший арианство итоговый документ — орос. Самого Ария и двух его последователей, не подписавших орос, сослали в Иллирию (современная Албания). Однако не все епископы, подписавшие итоговый документ, сделали это искренне. Некоторые поставили подписи в угоду императору, некоторые — желая сохранить свои должности.
После Собора вновь начались богословские споры. Ариане, войдя в доверие к императорской семье, плели интриги против православных епископов. Арий был возвращен из ссылки. Еще почти полстолетия продолжалась борьба против арианства. Окончательно победить ересь удалось на II Вселенском Соборе, который был созван императором Феодосием Великим (379 — 395) в 381 году.
Тем не менее, I Вселенский Собор имел огромное значение. Всем стала очевидна необходимость разработки точной и сложной богословской терминологии. Впервые в истории христианства для обсуждения вероучения собрались епископы со всей Римской империи, а также из-за ее пределов, реализовав тем самым идею «вселенскости» христианской Церкви. Впервые государство и сам император принимали непосредственное участие в решении церковных вопросов, положив начало симфонии — принципу сотрудничества Церкви и государства, который полностью раскрылся в Византийской империи — наследнице империи Римской.

⁕ На примере истории Первого Вселенского Собора мы видим, что разделения среди верующих приводят к ослаблению единства Церкви и единства общества. Это может вызывать внутренние конфликты и даже приводить к политическим и общественным потрясениям. ⁕ Появившаяся в начале IV века ересь — арианство — способствовала разработке богословами точной христианской терминологии. ⁕ Только собравшись вместе на Вселенский Собор, представители различных церковных школ смогли обсудить разногласия, которые приводили к интригам, спорам и злобе. ⁕ Начиная с I Вселенского Собора государство начало не только поддерживать Церковь, но и вмешиваться в решение вопросов вероучения. ⁕ Точная формулировка догматов и устранение ложных интерпретаций являются основой правильной, неискаженной веры и сохраняют подлинный смысл христианского вероучения.

Последние записи

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на белорусскую землю

Новости

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на белорусскую землю

8 июня 2025: День Святой Троицы — Пятидесятница

Новости

8 июня 2025: День Святой Троицы — Пятидесятница

top.jpg

Новости

Патриаршее послание по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора

Храм святого равноапостольного князя Владимира
© Храм святого равноапостольного князя Владимира 2025