Рождественский пост
Рожде́ственский пост — последний многодневный пост в году.
Пост начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей (как Великий Пост) или Малой четыредесятницей.
умеренным постом, так как только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в праздник 21 ноября и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (16, 30 ноября, 9 декабря и др.); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Лишь последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 20−24 декабря) составляют период строгого поста, в который абсолютно запрещается вкушение рыбы.
Вот те же правила в формате таблицы:
Церкви
Фактически, в Русской Церкви в отношении Рождественского поста сейчас встречаются две практики:
- более строгая: рыба разрешается по субботам, воскресеньям и праздничным дням (от полиелея и выше), в остальные дни — постная пища с растительным маслом, но без рыбы;
- более мягкая практика: пища без рыбы предлагается только по средам и пятницам, в остальные дни — пища с рыбой. Последняя практика характерна для большинства духовных учебных заведений.
Цитаты о Рождественском посте
«Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святыя Четыредесятницы; потому они небрегут о нем, и проводят его кое-как. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать. Церковь Божия предписала святить все четыре поста: Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна… Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем? Освятим же его — освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием Тела и Крови Христовых».
свт. Феофан Затворник