Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пречистой Девы Марии — это то событие, когда по слову стихиры «радуется Небо и земля», это тот день, когда один человек настолько отдал себя Богу, вернул себя Богу, что это дало возможность Творцу мира войти в наш мир и восстановить утраченную при грехопадении гармонию отношений с Ним.
С одной стороны, Церковное Предание говорит нам, что Бог прежде создания мира и человека, до времени, знал, что создав человека, тот отпадет от Него и Ему придется отдать Сына Своего ради спасения людей. В одном из праздничных тропарей канона на утрени звучат даже такие слова: «Прежде век преднареченную Матерь и в последняя лета явльшуюся Богородицу». То есть наше церковное Предание говорит нам о том, что «прежде век» Бог знал и о том, что должен будет родится «Боговместимый храм», человек такой степени самоотдачи и способности откликнуться на Божию волю, что сможет вместить Невместимого.
После того, как случилось грехопадение, когда Адам и Ева отвернулись от Бога, повернулись к Нему спиной, Бог дает Свой Завет, Свое обетование о том, что родится Спаситель. Казалось бы, зачем тогда так долго ждать? Родится у Евы дочь и пусть эта дочь зачнет от Бога и в мир войдет Спаситель… И не будет войн, рабства, греха, потопа… Но Адам и Ева не посвятили свою дочь Богу. Да и нужно ли им было спасение? Ведь спасти насильно никого нельзя.
Выходит, что вся ветхозаветная история, все те трудности, которые пережил народ Авраама, народ Израиля, были необходимы для того, чтобы в сознании и сердце людей сформировался в первую очередь этот запрос на спасение, жажда и тоска по Богу. И такое большое значение уделяется родословной Иисуса Христа, потому что это показывает, как долго все человечество шло к заветной цели — принести Богу дар земли, дар человечества — непорочный Сосуд, Пресвятую Деву, через Которую родится наконец в мир Избавитель.
Поэтому сегодняшний праздник так важен для нашего понимания человеческой истории и понимания принципа отношений между Богом и человеком. Мы вспоминаем, как в этот день «в храм бо Бо́гу дар прино́сится», приносится свободно, приносится с упованием, приносится с надеждой, и это упование и надежду от Него получает!
Пример Иоакима и Анны, их жертвы и их верности своему обещанию оказался спасительным для всех. Желание посвятить Богу свое чадо двух простых людей дало такой плод, важность которого превосходит все другие события земной истории. И когда представляешь себе, как трехлетняя, Чистая, Непорочная девочка Мария поднимается по ступенькам незнакомого для нее каменного храма, видит одобряющую улыбку своих пожилых родителей, распростертые руки священника, встречающего ее, как она, наверно, интуитивно чувствует, что все это правильно, — то, с одной стороны, поражаешься простоте и всей незамысловатости картины, а, с другой стороны, ее внутреннему содержанию и глубине. Ее сердце, такое же человеческое как и у каждого из нас, способно было откликнуться охотной радостью и свободно принять то, что совершается. Но не смотря на такой детский возраст, безусловно, это и Ее личная заслуга. Сказать «свершилось предначертанное» — значит умалить заслугу тех людей, благодаря которым это произошло. Именно поэтому Христос и не мог родиться раньше. Бог ждал и терпеливо вел все человечество к тому самому моменту, когда одна маленькая Девочка по послушанию к своим родителям и по зову сердца сможет полностью отдать Себя Ему.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — это тот обратный разворот людей к Богу лицом. Это то первое мгновение, когда люди созрели для того, чтобы сказать: «Господи, мы готовы вернуться в Дом Твой. Прими наш Дар и спаси нас!». Да, Христос еще не родился, еще не совершил Свое служение, еще не пострадал на Кресте. Сам акт спасения совершится несколько позже. Но это то мгновение, когда воля и сердце хотя бы одного человека достигла такой полноты, что стало способно вместить Самого Бога.